Доказательства бытия Бога в философии


Доказательства бытия Бога в философии

Существующие доказательства бытия Бога

Замечание 1

На протяжении нескольких тысячелетий вопрос существования Бога интересует ученых, теологов и философов. В настоящее время вопросами, связанными с обоснованиями существования Бога, в рамках философских наук, занимаются такие направления в философии как онтология и гносеология. Однако общепринятого доказательства существования Бога в философии не может быть, что обусловлено отсутствием в философском знании самого определения Бога.

Большинство аргументов можно разделить на три основные группы: метафизические обоснования существования Бога, логические и объективные.

Доказательство от существования». Существование любой вещи требует больших затрат энергии на ее поддержание. Например, для цветущего растения недостаточно только закопать семена в землю, за цветком необходим тщательный и регулярный уход. Так и жизнь человека на земле возникла по воле высших сил и, только благодаря постоянному присутствию и поддержке, жизнь эта продолжается. Многие ученые придерживаются этой точки зрения. Так сэр Исаак Ньютон говорил: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство”.

Доказательство, основанное на том факте, что все в мире удивительно упорядоченно и гармонично устроено. Такая цельная организованная система может существовать только под сверхчеловеческим разумным началом. Например, Николай Коперник, доказавший гелиоцентрическую систему мира, считал, что этот факт демонстрирует мудрость Бога, “кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?”. Альберт Эйнштейн, автор теории относительности, разделял эту точку зрения, считая, что мир настолько гармонично устроен и это доказывает настолько превосходящий человека Разум, что даже самые гениальные умы человечества в сравнении с ним лишь подражатели.

Космологическое доказательство. Сторонники этого обоснования существования Бога, считали, что каждая вещь в мире обладает причинностью и существует Первопричина, которая является основой для цепи всех причин в мире.

Можно выделить три основных постулата этого доказательства:

  1. Любая вещь в мире начинается с причины, например, книга сделана из переработки древесины и т. д.
  2. Поднимаясь на более высокий и обобщенный уровень, также и мир всех вещей, как и любая вещь, имеет причину вне себя.
  3. Известно, что вселенная это материя, обладающая такими свойствами как энергия, время и пространство. А это значит, что причина должна выходит за пределы этих категорий. Такой Первопричиной является Бог, находящийся вне времени и пространства, он существует вечно.

Антропный принцип Вселенной. Научные исследования современности показали, что появление жизни на Земле было возможно только при очень трудных и удивительно маловероятных условий. К примеру, если бы Земля была расположена дальше или ближе от Солнца, то живые существа на одной половине планеты страдали от невыносимой жары, а на другой была бы объята вечным льдом. Другими жизненно важными условиями являются наличие полезных ископаемых, сложная система циркуляции водных потоков. На сегодняшний день существует даже точка зрения, что вся Вселенная организована таким способом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами. В конченом итоге, совокупность стольких сложных условий для жизни на нашей планете доказывает, что жизнь на Земле не могла возникнуть случайно.

Телеологическое доказательство. Еще Аристотелем было замечено, что в живых организмах и природе все устроено парадоксально целесообразно. Например, некоторые живые организмы еще в эмбриональном состоянии в каком-то смысле знают , какие трудности их ждут и природа наделяет особыми качествами для их преодоления и выживания. На сегодняшний день исследования ископаемых организмов показали, что они обладали органами, которые были полностью не актуальными и не использовались в жизни, но будут необходимы данному виду много сотен лет спустя при радикальной перемене внешний условий среды.

Историческое доказательство. Этот аргумент основан на том, что нет ни одного государства-атеиста, а если нет ни одной нации без религии, следовательно это свойство человеческой души и отсюда вытекает существование Бога.

Религиозно-опытное доказательство. Личный опыт человека соприкосновения с проявлением сверхчеловеческого и божественного.

Моральное доказательство исходит из того, что в мире существуют объективные этические законы и правила, а человек — существо свободное и еред ним всегда стоит выбор как поступить.

Пять доказательств Фомы Аквинского

  1. От первого движения. Любое движение возникает от соприкосновения с другим движущимся предметом. Таким образом движение возможно благодаря определенной силе, воздействующей на предмет. Но что является первым движением? Фома говорит, что бесконечное восхождение является логическим абсурдом, так как мысль должна быть конечна. Значит, есть первая сущность, которая создала это движение.
  2. От первой причины. Первопричиной для всех последующих причин является Бог.
  3. От соотношения необходимого и возможного, где необходимое — нечто что должно быть (невозможно чтобы этого не было, здесь нет случайности), а возможное — носит характер случайности (может быть, а может и не быть). Большинство событий в мире носят характер возможного. Но сам мир относится к необходимому, потому что мы не можем представить себе, чтобы мира не было.
  4. От степеней совершенства. Мы всегда проделываем сравнительную работу познавая вещи. За всеми сравнениями стоит важнейшая интуиция абсолютного. Само сравнение возможно только при существовании определенного абсолютного.
  5. От целесообразности.Все в этом мире существует самым целесообразным образом, что возможно по мнению Фомы только при существовании некоего божьего замысла.

Э.Кант: о невозможности доказательства бытия Бога

В «Критике рациональной теологии» Кант говорит, что постижение Бога разумом в принципе невозможно, приблизившись к постижению Бога, как к идеалу при помощи чистого разума, как только человек попытается объяснить Бога рационально, он становится предметом рациональной теологии. В своей работе «Критика рациональной теологии» философ отвергает существующие доказательства существования Бога.

Немецкий философ особое внимание уделет доказательствам бытия Бога Фомы Аквинского.

Замечание 2

Кант говорил, что такие свойства как существование и движение человек берет из опыта, а приписывание физических свойств метафизическому некорректно.

Философ считает, что человек не может познать Бога рационально, но может предположить его бытие с помощью этического аргумента. Он говорит, поскольку у человека есть моральная интуиция, само представление о морали не вытекает из логики опытного мира, не вытекает логически, и она существует вопреки этого мира, следовательно возможно это чувство морали из другого мира.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :