Бытие значит существование. Предельное философское понятие бытие, как и понятие небытие своим происхождением обязаны концепции античного мыслителя Парменида. Он был представителем школы элеатов, и именно Парменид первым из философов обращает свой взор на такую проблему всякого сущего как бытие. Парменид утверждает, что есть сущее и есть существование, или бытие этого сущего. Небытия, того, что не существует нет. Из этого следует, что первый тезис Парменида звучит следующим образом: «Бытие есть, небытия нет». Из этого нужно заключить, что бытие – одно, оно неподвижно, целокупно, не разделено на части, едино, вечно, благо, бытие не возникало, так как существовало всегда, бытие также не подвержено гибели, так как в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, но небытия нет.
Парменид также утверждал, что «мыслить и быть – одно и то же». Так как небытия нет – это значит, что небытие нельзя помыслить. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Согласно Пармениду, бытие может рассматриваться только как единственное, а значит понятие «бытие» можно использовать для обозначения мира как целого. Бытие – главный предмет изучения онтологии. Понятия, противоположные понятию бытия – это «небытие» и «ничто». Основные проблемы в онтологии – это соотношение бытия и мышления, бытия и времени, бытия и небытия.
В философской традиции принято выделять ряд отличающихся, но в то же самое время взаимосвязанных основных форм бытия:
Небытие полная противоположность бытия. Небытие – это отсутствие сущего, отсутствие существования, отрицание бытия, несуществующая действительность. Ничто – способ существования небытия.
Небытие – онтологическая категория, которая отрицает понятие «бытие». Сложность осмысления «небытия» отмечал Парменид, утверждая, что небытие – это отсутствие, но описание отсутствия уже должно базироваться на каких-либо основаниях, а существование оснований определяет наличие объекта описания. Из этого следует, что возникает парадокс наличия абсолютного отсутствия. Если отстраниться от греческой традиции понимания небытия, то в истории философии можно встретить и другие подходы к осмыслению небытия. В некоторых философских традициях небытию придаётся основополагающее значение в онтологии. Вот различные подходы к осмыслению небытия:
Эти различные трактовки небытия дают основания утверждать, что небытие – это не просто абсолютное отсутствие сущего и существования, это важный инструмент для наиболее лучшего понимания бытия. Ведь бытие наиболее полно можно осмыслить через диалектику бытия и небытия.
Диалектику бытия и небытия можно представить в следующих интерпретациях:
Переход состояния бытия в небытие, и наоборот возможны посредством изменчивости предметов материального мира. Одной из основных форм перехода бытие в небытие, и наоборот является время, т.е. смена прошлого настоящим, а настоящего будущим. Таким образом, любое единичное, индивидуальное существование представляется как переход от небытия, которого уже нет, к небытию, которого ещё нет, к небытию, которому ещё предстоит развернуться.
Подводя итог рассмотрению одной из ключевых проблем онтологии – диалектики бытия и небытия, крайне важно отметить, что философское понятие бытия не может быть осмыслено во всей своей глубине без соотнесения бытия с понятием небытия. Исходя из дефиниции бытия как действительности, рамки которой определяются собственным отрицанием, вытекает подход к пониманию небытия в своеобразном позитивном ключе.
Если категория «ничто» являет собой отражение различия и противоположности в мире непосредственно данных конкретных существований, то категория «небытие» – это своего рода отражение изменений состояний, прохождения, перехода в нечто иное того или другого частного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственной структурой бытия. Понятия ничто и небытия столь же реальны, сколько и само понятие бытие. Именно таким образом, ничто и небытие рассматривались на протяжении всей истории философии. Сугубо негативное осмысливание понятия небытие, которое было характерно для первого онтологического учения, созданного Парменидом, сегодня считается иррациональным, а значит крайне непродуктивным в философском постижении природы бытия.