Гностицизм в философии


Гностицизм в философии

Определение 1

Гностицизм (от греческого - познавательный, познающий) - термин для обозначения учения теологов и философов эпохи раннего христианства (II - IV вв.), которые широко применяли философские размышления в сочетании с мистическим познанием мистерий веры, имеющие еще дохристианское происхождение.

Развитие гностицизма

В древние времена научное и религиозное познание мира были едины. Это четко прослеживается в Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста, мифологического основателя герметической философии, и во многих других работах давности. Сегодня мы можем предположить, что древнеегипетское представление о мире лежит в основе всей европейской культуры, включая Ветхий и Новый Завет. Одной из весомых звеньев в цепи мировой истории от древнего мира до наших дней возникает гностицизм.

Гностицизм I-III века, конкурирующий с ранним христианством включает в себя:

  1. Каиниты.
  2. Последователи учения и магии Симона Волхва, современника апостолов.
  3. Докеты.
  4. Николаиты.

Между герметичной и гностической философией существует неоспоримая связь: гностицизм интерпретировал христианство в терминах персидской, египетской и греческой метафизики, его корни были в богоискательстве эллинистической мысли, что вдохновлялась восточной мистикой. Мировоззрение гностического учения сходил к сакральным знаниям таинственных братств, его традиции строились в тесной связи с таинствами неопифагорейство, герметизма и орфизма. Заимствована у герметизма мистическая направленность гностического учения возражала логику разума и основывалась на экстатическом единении с Богом и другими сверхъестественными силами и явлениями, которые можно было объяснить только благодаря иррационально-мистической концепции мировоззрения.

Серьезное исследование гнозиса и создание самого понятия "гностицизма" приходится на середину XIX века. Вопросами гностической философии занимались такие известные ученые, как А. Харнак, А. Готфрид, К. Бауэр, Р. Бультман, Г. Йонас, Ю. Николаев и др.

Адольф Харнак, исследователь церковной истории, разделял свои взгляды с Иринеем, Юстинианом, Ипполитом о том, что гностицизм имел свои корни у греков. Арнольд Готфрид и Кристиан Бауэр были авторами альтернативной теории, которая сводила гнозис к иудейской и восточной (прежде всего иранской) религии, а благодаря Рудольфу Бультман гнозис получил статус отдельной мировой религии и заслуживает самостоятельное исследование.

Основные черты гностицизма

В гносеологических, космологических и онтологических основаниях гностицизма заложены принципы аллегоризма, к которому они обращались как к методу толкования внешних фактов истории, человеческой жизни, откровение. Аллегоризм является основой гностики. Признав все внешнее жизни истории человека, всего космоса фантомом, призраком, прикрывающая собой проявления чистого Духа, в котором заложено конечный метафизический смысл космической жизни, гностики смотрели на материальное сквозь призму символов. В аллегоризм гностиков прослеживается платоновской философский идеализм в новой интерпретации.

Гностики

Рисунок 1. Гностики

Они вполне последовательно, со своей точки зрения, отвергли буквальный смысл истории человечества и самого богооткровенного. Текст Священного Писания - это лишь чувственная оболочка, в которой скрыто само ядро истины, которую правильно толковать и осмыслить способны только люди под руководством высшего духовного прозрения - пневматики. Поэтому дух пророческого вдохновения везде давался гностикам, а их произведения превращались в апокалиптические и символические рассказы. Гностики выносили из священных книг христианства все, что относилось к эмпирической личности Христа, устанавливая Его живой связь с человечеством и его историей.

Итак, гносеологические попытки мыслятся в тесной органической связи с сотериологических обращениями. Сотериология гностицизма отразила гносеологическое, космологическое и онтологическое учение течений и нашла свое полное выражение в христологии. Христология как часть догматического богословия в значительной степени возникает и формируется в борьбе с гностицизмом. Именно с христологией, которая изучала природу Христа как Божественное, так и человеческое, связано становление идеи человека в ортодоксальном христианстве, которое начало формироваться во II в. как реакция на ереси. Она своим разномыслием разрывала христианское движение и распыляла его.

Теория спасения в гностических системах имеет абстрактный характер, построенный на теоретических знаниях. Все внешние культовые установки, по концепции гностиков, имеют знания только через очищение в них духа человека и разоблачения интуитивных способностей. Интуитивный и абстрагированный характер имеет и христология гностиков. Идея Христа Спасителя вошла в мировосприятие гностиков как необходимый элемент их сотериологии, что имеет гносеологический содержание. Пришествие Христа у гностиков считается важным и беспрецедентным фактом истории, который состоялся через восстановление человечеством утраченного Небесного мира. Поэтому гностики противопоставляя себя ортодоксальным христианам и отрицали христианскую «веру».

Замечание 1

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о человечестве, Боге и остальной части Вселенной, которым не владеют остальные; вера, что спасение достигается через постигаемое интуитивно Знание.

Также к особенностям гностицизма относят:

  1. Концепция Демиурга.
  2. Идея Плеромы.
  3. Докетизм - учение об иллюзорности материи. Докетизм гностиков - это «гибель античной мысли».

Современное исследование гностических учений

Современные исследователи склонны считать, что гностицизм дал толчок иррациональном развития философской мысли и существенно повлиял на формирование общей религиозно-философской картины мира. Гностическая мировоззренческая концепция, по их мнению, обусловила развитие интуитивных методов достижения истины и стала основой формирования таких философских направлений, как метафизика, мистицизм, экзистенциализм, философия жизни, персонализм, которые обращают особое внимание на духовную сферу деятельности человека сквозь призму сотериологии и христологии.

Г. Йонас рассматривает гностическое мировоззрение как религиозную универсалию, определенную константу религиозно-мистического мировоззрения, что позволяет говорить про гностицизм как древний нигилизм, а экзистенциализм - осмысливать как обновления гностических тенденций.

Религиозно-антропологический кризис современности способствует всплеску гностически ориентированных идеологий в религиозной, политической области, а также в сфере массового сознания. Итак, сформировалась проблемная ситуация, когда, с одной стороны, исследователи отмечают уникальность гностицизма как религиозно-философского явления времен Античности и его заметное влияние на развитие христианской теологии в вопросе сотериологии и христологии. С другой стороны, нет системного и направленного исследования христологического характера гностического мировоззрения.

Развитие гностицизма в начале нашей эры получил отображение:

  1. В религиозной философии (многие идеи гностицизма получили распространение в неопифагореизме и неоплатонизме и т. д.).
  2. В религиях (в манихействе, в различных ересях в христианстве, современном мендействе и т. д.).
  3. В мистицизме, в оккультизме и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :