Проблемы познания в гносеологии


Проблемы познания в гносеологии

Основные проблемы познания в гносеологии

Гносеология – это теория познания.

Замечание 1

Следует различать гносеологию и эпистемологию. Гносеология, в отличие от эпистемологии, исследует познавательный процесс с точки зрения отношений субъекта познания к объекту познания.

Суть гносеологического анализа познания предполагает наличие схемы, которая включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект внешнего мира, независимый от сознания субъекта познания и связанный с ним лишь познавательным отношением. К основным проблемам познания в гносеологии относятся следующие:

  • Структура процесса познания.
  • Рассмотрение и объяснение отношения субъекта и объекта познания.
  • Проблема форм и методов познания.
  • Проблема истины и её критерия.

Виды познания

Человек познаёт объективную реальность разнообразными методами, в разных формах и видах. Принято выделять следующие виды познания:

  • Обыденное познание.
  • Научное познание.
  • Философское познание.
  • Художественное познание.

Обыденное познание складывается в процессе повседневной жизнедеятельности человека.

Научное познание заключается в исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о внешнем мире и человеке.

Философское познание содержит в себе теоретические знания, опирающиеся на науку, но исследующие наиболее общие закономерности развития мира и принципы существования человека. Помимо всего прочего, философское познание включает в себя общую картину мира.

Художественное познание основывается на особом, образно-художественном познании человеком внешнего мира.

Замечание 2

Необходимо отметить, что все виды познания тесно связаны между собой, и невозможно представить какой-то один вид познания в отрыве от другого

Уровни познания

Познание – это наивысшая деятельность среди всех видов деятельности человека. Познание – это отражение человеческой личностью внешней объективной реальности. Отражение человеком реальности осуществляется на основе его сознания, которое представляет собой непрерывный процесс приближения мысленных образов к объекту познания. Познание – это движение от неполного знания к более полному и точному знанию.

В познании присутствую различные уровни: познание чувственное и логическое, познание теоретическое и эмпирическое. Наряду с разными уровнями познания существуют и разнообразные формы познания, а именно познание, ориентированное на производство знания, и познание, направленное на производство объективированного знания, существующего вне индивида. Объективированное знание существует в форме научных текстов или в виде, созданных людьми предметов, содержащих в себе социо-культурные смыслы. Также различают виды познания: политическое, экологическое, экономическое, нравственное, правовое, информационное и другие.

Таким образом, можно сказать, что познание является отражением человеческой деятельности, направленной на выработку знаний.

Знания представляют собой достижения познавательной деятельности человека. Знания выражены в идеальных образах, в понятиях, представлениях, суждениях, теориях, концепциях и закреплены в естественных или искусственных языках. Знание имеет определённые связи с верой. Можно сказать, что вера представляет собой знание, принимаемой без какой-либо критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, внушения, традиций, и т.д. К примеру, в религиозных догматах говорят об «истине», но здесь «истина» никаким образом не доказывается, а просто «открывается» тому человеку, кто уверовал в неё.

Основные элементы процесса познания

Рассматривая и характеризуя основополагающие элементы, составляющие процесс познания, необходимо выделить:

  • Субъект познания.
  • Объект познания.
  • Процесс гносеологического взаимодействия между субъектом и объектом, который протекает в конкретных формах чувственного и логического отражения внешней реальности.

Субъект познания представляет собой конкретного носитель познавательной деятельности. Субъект познания – это источник активности, направленной на исследование объекта действительности. Субъектом познания является, в первую очередь, человек, а также общественная группа, класс, этническое объединение, социум в целом и др.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания. Объектом познания являются предметы, явления и процессы внешней объективной реальности – первичные объекты познания. Идеальные явления, которые признают объективными, сознание человеческого существа, а также духовные явления в социуме также являются вторичными объектами познания. Также, объектом познания могут выступать теоретические модели, которые целенаправленно воспроизводит и исследует человек в процессе научно-теоретической деятельности – третичные объекты познания.

Предпосылки и условия всякого познания опосредуют взаимодействия субъекта и объекта познания. Такое опосредование может направлять или на большую степень адекватности познания, или, напротив, на искажение сущности исследуемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта появляются гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Таким образом, познание представляет собой процесс взаимодействия между субъектом познания, другими словами человеком и объектом познания, другими словами приобретаемом знании. В связи с этим познание и его результаты включают в себя объективное – то, что определяется самим объектом, а также субъективное – то, что зависит от субъекта. Можно сказать, что объект в процессе познания переходит в сознание исследователя, трансформируется там, и становится идеальным объектом в сознании субъекта познания, т.е. в сознании человека. Мысленный образ объекта, посредством способности человека к абстрагированию, может заменять в конкретных случаях реальный объект внешнего мира в мыслительной и практической деятельности субъекта познания. Объект познания оформляется в сознании, ему даётся «имя», другими словами понятие. Происходит обозначение объекта познания для его дальнейшего обособления или типизации, проверки приобретённых знаний.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :