Объект и субъект гносеологии


Объект и субъект гносеологии

Замечание 1

Гносеология происходит от греческого слова (гнозис – в переводе «знание», а логос – «слово, учение»). Данная теория познания может ответить на вопросы, какие основные формы познания, переходы от незнания к знанию, что такое познание, структура процесса познания, что такое объект и субъект познания, что же такое истина, ее критерии, и многие другие вопросы.

Субъектом познания является носитель предметно-практического познания и деятельности, источник познавательной активности направлен на сам предмет познания. Выступать в качестве субъекта познания может отдельный человек, то есть индивид, и разные социальные группы либо общество. Когда субъектом познания выступает индивид, то его самосознание - это переживания собственного “Я”, его можно определить культурным миром, созданным на протяжении долгой истории. При этом успешная познавательная деятельность может осуществиться при активной роли субъекта именно в познавательном процессе.

Объект и субъект гносеологии

Рисунок 1. Объект и субъект гносеологии

Познание: субъект и объект

Именно познание раздваивает весь мир на субъект и объект. Весь мир существует лишь в аспекте познающего субъекта. Но понятия "объект" и "субъект" относительны. В гносеологии различают предмет и объект познания. Объектом познания являются реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованиям. Предметом познания называют конкретные аспекты, на которые направлены все ищущие мысли. Фрагмент бытия оказывается в фокусе конкретной ищущей мысли, и составляет объект познания, в определенном смысле становится "собственностью" субъекта, вступив с ним в отношения субъектно-объектные. Поэтому, реальность есть сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, и есть реальность, которая вступила в эти отношения. Предметом исследования будет актуальная установка исследователя, и формируется он под определенным углом зрения поставленной задачи. Давно известно, что человек – это творец, субъект истории, создающий сам все необходимые предпосылки и условия своего существования. Поэтому, объект социально-исторического познания не только познается, а еще и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть предварительно создан ими и сформирован.

Человек, в социальном познании, имеет дело с итогами собственной деятельности, а это значит, и с самим собой как с действующим существом. Уже, будучи субъектом познания, он оказывается и его объектом. В таком смысле социальное познание - это общественное самосознание человека, в процессе которого он открывается полностью для себя, исследуя свою собственную и исторически создаваемую сущность общества.

Также субъектом называют источник целенаправленной активности, и носителем предметно-практической деятельности, познания и оценки. Субъектом может выступать общество в целом, коллектив, индивид. Как субъект человек – социальное существо или общественное. Подлинным субъектом во все времена выступало человечество, а сам человек – его представителем. Конкретно на человека как субъект могут влиять общество, эпоха и время. Существует историческая конкретность любого субъекта, который обладает::

  • конкретным объемом знаний;
  • интеллектуальным потенциалом.

Объектом называют то, что может противостоять субъекту, на что направляется деятельность субъекта познавательная, предметно-практическая. Объект в его отношении к субъекту является познанная реальность, ставшая фактом сознания. Всегда объект не будет существовать без субъекта, а субъект – без объекта. Объектом выступает общество, природа, сознание человека и сам человек. Каждую историческую эпоху объект познания конкретный, в себя включает часть, некоторые фрагменты социальных и природных процессов. Объектами выступают не только духовные и материальные явления.

Познание состоит из нескольких психических актов: восприятия, ощущения, образования суждений и понятий (идей), представления. Главные вопросы теории познания (то есть гносеологии) - это отрицание или признание соответствия между действительностью и представлениями, в определении содержания и источников познания.

Главные направления теории

Главные направления теории включают такие составляющие:

  1. Материализм (истинное бытие признается только в веществе).
  2. Рационализм (источник познания - разум и его идеи): а) догматический, б) критический.
  3. Эмпириокритицизм (соединяет элементы всех систем).
  4. Скептицизм (познание абсолютного недоступно; познание относительно и недостоверно).
  5. Мистицизм (источник познания – общение с божеством сверхчувственное).
  6. Позитивизм (содержанием познания есть лишь предметы опыта).
  7. Идеализм (имманентная философия; истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума).
  8. Реализм (источниками познания служат опыты внутренний: спиритуализм, или внешний: эмпиризм, сенсуализм).
Замечание 2

Главная проблема познавательного отношения человека ко всему миру – проблема узнаваемости мира. Существуют определенные трудности при решении вопроса: органы чувств сходно реагируют на разные раздражители (глаза реагируют на цвет и свет, на электрическое или механическое раздражение цвето- и светоощущение). На основании данного сомнения родился скептицизм.

Агностицизм и диалектико-материалистическая философия

Агностицизм включает в себя:

  1. Юм, человек, который имеет дело только со своими ощущениями, за их пределы не может выйти, поэтому вопрос о познании и существовании внешнего мира стал бессмысленным.
  2. Кант, признавал только существование внешнего мира, мир вещей-в-себе, недоступных человеку, ограниченного в познании мира своих ощущений.

Диалектико-материалистическая философия говорит о том, что все наши понятия, представления, ощущения, существуют как продукты для развития общества и природы, которые соответствуют им и адекватно отражают социальные и природные объекты. Человеческая способность познавать мир является итогом, выводом изо всего развития познания, а также процесса превращения непознанных вещей непрерывно, вещи-для-нас, в вещи познанные, вещи-в-себе. Главное подтверждение – это предметная практическая деятельность. В любом эксперименте и практике, опредмечивая все свои знания, сопоставляя их с объектами, каждый человек старается доказать свою способность и познать мир.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :