Направления гносеологии


Направления гносеологии

Направления в гносеологии

Гносеология – это теория познания. Нередко, особенно в английском языке гносеология является синонимом эпистемологии. В гносеологии (эпистемологии) существует два основных направления, а именно: классическая эпистемология и неклассическая эпистемология.

К отличительным чертам классической эпистемологии нужно отнести следующие:

  • Критицизм.
  • Фундаментализм.
  • Субъектоцентризм.
  • Наукоцентризм.

К отличительным чертам неклассической эпистемологии нужно отнести следующие:

  • Пост-критицизм.
  • Отказ от фундаментализма.
  • Отказ от субъектоцентризма.
  • Отказа от наукоцентризма.

Особенности классической эпистемологии

Критицизм. Гносеология рассматривается как своего рода критика такого мнения о знании, которое является стандартным для обывательского здравого смысла. Критицизм начинается с исследования проблемы соотношения иллюзии и реальности, а также с различения между мнением и знанием.

Первые философские размышления подобного рода уже присутствуют в произведениях древнегреческого мыслителя Платона. Платон пришёл к выводу о том, что в перечень важнейших характеристик знания должно входить не только соответствие информации действительному положению вещей, но и обоснованность информации. Начиная с 17-го столетия эта проблематика начинает занимать центральное положение в философии Западноевропейских стран, и именно в данный период происходит так называемый «эпистемологический поворот». В это время обсуждается вопрос о том, что должно считаться достаточным обоснованием знания, эпистемология становится в оппозицию к традиционным системам знаний, опираясь на некий идеал знания.

Данный процесс развития эпистмологии принимает разнообразные формы: к примеру, Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт критиковали схоластическую метафизику и перипатетическую науку, Джордж Беркли критиковал материализм и некоторые фундаментальные идеи науки Нового времени, Иммануил Кант критиковал классическую онтологию и определённые научные дисциплины, в частности, рациональную, т.е. теоретическую психологию.

Замечание 1

Эпистемологический критицизм сыграл важную роль при создании Альбертом Эйнштейном теории относительности. Эйнштейн при создании теории относительности использовал концепцию Эрнста Маха. Также эпистемологический критицизм проявился в принципе фальсификации Карла Поппера. Карл Поппер создал принцип фальсификации в своём стремлении разделить научное и ненаучное знание.

Фундаментализм и нормативизм. Необходимость обоснования распространяется и на идеал знания, и потому нужно найти определённый фундамент для всех знаний человечества. Этот фундамент не должен подвергаться каким-либо сомнениям, а также должен способствовать различению знания и незнания. Таким образом, принцип фундаментализма подразумевает, что центральным понятием становится норма, и что необходимо соответствовать этой норме, с обязательным различением между фактически существующим и должным. В связи с этим, к критической функции гносеологии прибавляется функция культурной легитимации конкретных типов знания. К примеру, в новоевропейской науке, основным считалось знание, которое базировалось на опыте, получаемом в специально созданных условиях. Также отличительной чертой философии Нового времени является разделение эпистемологических учений на два направления: эмпиризм и рационализм. Также, по отношению к норме появляется разделение эпистемологии на психологистическое и антипсихологистическое направления. Согласно психологистическому направлению норма, обосновывающая знание, присутствует в эмпирических фактах сознания, тогда как антипсихологисты возражают против такого рода воззрений.

Субъектоцентризм. Основанием для всей системы знания является факт существования субъекта, чья деятельность направлена на познание внешнего мира. Этот факт, как считал Рене Декарт самодостоверен и неоспорим, в то время как во всём остальном можно усомниться. Знание о том, что находится вне сознания, является опосредованным, в то время как знание того, что содержится в сознании, является непосредственным, и поэтому появляется ещё одна центральная проблема эпистемологии, а именно – каким образом можно исследовать и постигать внешнюю реальность и сознание других субъектов познавательной деятельности, т.е. сознание других людей.

Замечание 2

В определённых философских учениях предлагалось убрать данную проблему, признав единственно возможной реальностью сознание субъекта и рассматривая мир или как совокупность ощущений, как в эмпиризме, или как мысленную конструкцию, как в рационализме.

Наукоцентризм. Эпистемология сформировалась в её связи с развитием науки Нового времени, также эпистемология выступала в качестве инструмента легитимации науки, а это значит, что большинство эпистемологических учений считали наивысшую форму знания именно научное знание, признавая реальность конкретных объектов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу.

Особенности неклассической эпистемологии

Пост-критицизм. Ключевой здесь является положение, согласно которому для всякой критики необходима некая опорная точка, не подвергаемая сомнению в данное время и в данных условиях. Другими словами особенностью пост-критицизма является то, что установка на недоверие заменяется установкой на доверие к результатам познавательной деятельности.

Отказ от фундаментализма. По причине того, что нормы и установки познавательной деятельности трансформируются в процессе развития человеческого знания, исследователи приходят к заключению о том, что формулировать строгие нормативные требования и предписания не представляется возможным.

Отказ от субъектоцентризма. На современно этапе развития философии и науки, в рамках эпистемологии проблема субъекта получает принципиально другое рассмотрение: предполагается, что субъект познания изначально включён в объективную реальность и в систему взаимоотношений с людьми, а это значит, что в центре внимания субъекта оказываются причины, процесс и результат порождения и формирования индивидуального сознания.

Отказ от наукоцентризма. Хотя наука является наиболее важным способом познания внешнего мира, она, однако, не является единственной и не может окончательно заменить собой все прочие способы познания. Альтернативные способы, формы и виды познания также необходимо изучать. Важно отметить, что научное знание не только не исключает другие формы знания, но и взаимодействует с ними, хотя наука может и не следовать, к примеру, здравому смыслу, однако, наука должна считаться с ним.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :