Гносеология искусства


Гносеология искусства

Определение 1

Гносеология, то есть теория познания, является одним из разделов философии, изучающим предпосылки познания, его проблемы и условия, истинность и достоверность. Гносеология искусства проводит исследования познавательных возможностей искусства.

Итогом познания в искусстве служит не только знание, а полностью система значений и смыслов художественной реальности. Все вопросы об отношении реальности и искусства являются фундаментом для понимания природы художественной выразительности и изобразительности, для достижения образной особенности искусства.

Гносеология

Рисунок 1. Гносеология

Материал, который организован художником в своем произведении искусства, имеет представление особой реальности, где можно увидеть конкретные стороны духовного мира людей, и их действительность. Каждый художник производит в своих творениях жизнь общества, человека, природы, явления реальной действительности, выражает их переживание и понимание, видение в форме художественных образов. Данное воспроизведение мира, а также все образы искусства, образуют иллюзию реальной жизни. Они остаются «прекрасной иллюзией», «поэтическим удвоением мира», «одухотворенным миром» подражанием действительности, и не имеют всех свойств данного мира, хотя имеют многие другие свойства - художественные.

За долгое время существования многих эстетических идей вопрос о взаимоотношении действительности и искусства остается одним из самых полемических и острых. Все споры по решению данного вопроса продолжается до сих пор.

Аристотель и термин мимесис

Для Аристотеля важной функцией произведений искусств - подражание. В «Поэтике» синонимом подражания является термин мимесис. Именно в его понимании искусства показаны такие моменты как:

  • стремление искусства к идеалу;
  • творческое воображение художника;
  • изображение деятельности и действительности.
Замечание 1

Целью мимесиса является приобретение знаний о предмете, познавание предмета, созерцание, и возбуждение на данной основе чувств удовольствия. Многие античные философы применяли относительно к искусству термины художественного изображения, воспроизведения и отображения. Уже в средние века термин мимесис наполнялся новым образно-символическим содержанием.

Продолжала поддерживаться данная традиция понимания искусства именно посредством подражания жизни людей и действительности в эпоху Просвещения и Возрождения. На такое свойство искусства, как образы действительности, видимость жизни указывали Шиллер и Шеллинг, Гегель. К примеру, Шиллер считал, что на поверхности произведения искусства создают видимость жизни, внутри же, это все являются деревом, холстом или камнем. Данную материалистическую линию эстетики смог развить Чернышевский, который называл искусство подражанием или «воспроизведением действительности». При этом действительность для него была намного выше искусства.

Чернышевский считал, что никому из людей, которые любовались морем, не пришла в голову мысль о том, что море может быть намного лучше, чем оно есть. Именно в искусстве данная мысль закономерна.

Вселенная - это Бог

В идеалистической эстетике, в отличие от материалистической позиции, в теории художественного познания в качестве основы искусства признается духовное и идеальное по отношению к материальному и реальному.

Искусство в эстетике объективного идеализма можно рассматривать как форму существования объективного духа, в субъективной эстетике идеологии - формы сознания человека. Все позиции объективного идеализма и материализма достигают своего диалектического согласования в определении искусства именно как материального продукта художественного творения людей. Но материальное и природное являются ступенью развития духа, его инобытие. Искусство - проявление и форма абсолютного духа. По утверждению Шеллинга, следуя по системе «абсолютного идеализма», выходит, что Вселенная - это Бог, который воплощен в произведении, в вечной красоте и в искусстве.

Эстетические представления художников о мире

Эстетика феноменологического и экзистенциального направления не имеет ничего общего с рассмотрением проблем онтологии искусства, а также с объективно-материальной и физической сутью произведения искусства. Предметом рассмотрения является произведение искусства, как предмет сознания. Н. Гартман смог определить прекрасное в произведениях искусства как качество, которое приобретается благодаря чувствам наблюдателя. Философская линия может предложить свою логику художественного отражения. При этом все концепции, принимающие за произведением искусства отображение мира, выражение, жизнь общества, изображение, эстетические представления художников о мире, духовной жизни людей - все это приближает к понятию «художественный образ». Поэтому объяснение универсальности образного мышления и познания в искусстве предполагает конкретную пропедевтику философии.

Методологическая основа понимания природы художественного образа могут служить принципы признания и материальности мира, принадлежащего всей материи свойства отражения. Разные образы человеческого сознания, в их числе и искусство, являются самым идеальным отражением действительности. В объективном же мире существуют объективные образы объективных вещей. К таким образам относят отражения в воде и в зеркале. При этом они выступают объективной видимостью реальной жизни. Чаще всего художественные образы, которые закреплены в бытии определенного произведения искусства, предстают разновидностью объективной видимости жизни и объективных образов. Художник применяет свойства явлений и предметов отражать разные явления, нести в себе следы присутствия, а также отпечатки действительности. Человек может передавать их:

  • в движениях тела;
  • в жестах и мимике;
  • в интонациях голоса (может подражать животным и другим людям).

Так могут возникать театральные, музыкальные, танцевальные произведения. Художественные образы произведений искусства отличны от объективной видимости действительности (то есть объективных образов), в их числе отражение в зеркале или в воде. Образовываются они человеком-художником, а не природой. Это значит, что они пережиты, прочувствованы, осмыслены, поставлены в отношения и связи с другими предметами и явлениями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :