Гносеология и этика


Гносеология и этика

Определение гносеологии

Определение 1

Гносеология – это раздел философии, который исследует взаимоотношения объекта, субъекта и знания в познавательном процессе. Иными словами, гносеология – это теория познания.

Необходимо сказать, что гносеология, особенно в английском языке, нередко является синонимом эпистемологии.

Определение 2

Эпистемология – это философская дисциплина, исследующая знание, его структуру, принципы и сущностные характеристики.

Тенденция к разделению понятий эпистемология и гносеология является характерной для современного этапа развития философии, а также при таком подходе:

  • Гносеология – изучает отношение «субъект-объект».
  • Эпистемология – изучает отношение «объект-знание».

Являясь одним из центральных разделов философского знания, гносеология исследует принципы и особенности познания человеком внешней объективной реальности. В истории развития философского знания, гносеология (эпистемология) имела большое значение, так как обосновывала сущностные характеристики и принципы бытия, природы, общества и человека. Гносеология также обосновывала принципы и критерии научного познания. В связи с тем, что познавательная деятельность всегда являлась самой важной стороной бытия человека, а философы и ученые ценились в обществе, то гносеология представляла собой изначальный пункт для обоснования и объяснения связей различных сторон жизнедеятельности человека. Гносеология с самого начала своего развития, задавала ценностные ориентиры в исследовании других разделов философии.

Современная гносеология и эпистемология основываются на достижениях специальных, когнитивных наук о знании и познании, взаимодействуют с этими науками, но впрочем гносеология и сегодня не теряет своей философской специфики.

Особенности гносеологии

Для того чтобы лучше понимать особенности гносеологии, необходимо рассмотреть её фундаментальные элементы:

  • Субъект познания.
  • Объект познания.
Замечание 1

Необходимо отметить, что процесс взаимодействия между субъектом и объектом осуществляется в определённых формах логического и чувственного отражения внешней действительности.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Субъект познания является источником активности, ориентированной на изучение объекта внешней реальности. Субъектом познания является, прежде всего человек, однако в качестве субъекта познания могут выступать: социальная группа, класс, этническое объединение, общество в целом и др.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Объектом познания – это предметы, процессы, явления внешней действительности, которые являются первичными объектами познания. Конкретные идеальные явления, являющиеся объективными, мышление человеческого индивида, а также духовные ценности и явления в обществе представляют собой вторичные объекты познания. Также, объектом познания могут являться специальные теоретические модели, которые создаёт и исследует человек в ходе научно-теоретической деятельности – третичные объекты познания.

Исходные условия любой познавательной деятельности опосредуют взаимодействия субъекта и объекта познания. Это опосредование может ориентировать познавательный процесс или на большую степень адекватности познания, или, наоборот, на искажение сущности изучаемого объекта. В ходе взаимодействия субъекта и объекта познания возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Таким образом, познавательный процесс – это прежде всего процесс взаимодействия между субъектом познания, иными словами исследователем и объектом познания, иными словами получаемом знании. Поэтому познание и его результаты содержат в себе объективное – то, что определяется самим объектом, а также субъективное – то, что зависит от самого субъекта. Можно сказать, что объект в познавательном процессе переходит в разум человека, преобразуется там, и становится идеальным объектом в сознании субъекта т.е. в сознании исследователя. Мысленный образ объекта познания, благодаря способности человека к абстрактному мышлению, может заменять в определённых случаях реальный объект внешней реальности в мыслительной и практической деятельности человека. Объект познания оформляется в сознании человека, ему даётся «имя», иными словами понятие. Таким образом, происходит обозначение объекта познания для его последующего обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Этика в философии

Определение 3

Этика – раздел философского знания, который изучает мораль и нравственность.

Этика начала выделяться в особый аспект философского знания ещё в древнегреческой философии. Впервые этические проблемы в рамках философии обозначили софисты, а сам термин этика впервые был употреблён Аристотелем.

В переводе с древнегреческого языка слово этос, или этика, означает нрав, или обычай. Интересно отметить, что изначальным смыслом слова этос было совместное жилище и правила, которые определяли совместное проживание. По мере развития и усложнения общественных отношений к этому смыслу прибавилось изучение таких явлений как: добро и зло, совесть, дружба, сочувствие, смысл жизни, и т.д. Разработанные этикой понятия, а именно справедливость, милосердие, солидарность и другие, ориентируют человека и общество в целом на нравственное преобразование.

В системе научного знания под этикой принято понимать область знания, а под моралью или нравственностью – предмет изучения этики. В живом разговорном языке такое разграничение пока отсутствует. Термин «этика» также употребляется и для обозначения системы моральных и нравственных установок конкретной социальной группы.

Среди основных проблем, которые изучает этика, необходимо выделить следующие:

  • Проблема критериев добра и зла.
  • Проблема смысла человеческой жизни.
  • Проблема свободы воли человеческой личности.
  • Проблема должного, его совмещение с естественным желанием человека быть счастливым.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :