Этапы русской философии


Этапы русской философии

Характерные черты русской философии

Определение 1

Русская философия - совокупное определение различных мыслительных концепций русских философов второй половины 18 - начала 20 веков.

Традиционно началом формирования русской философии считают творческую работу Чаадаева “Философические письма”. 1922 год принято считать годом окончания русской философии в момент высылки большевиками последних представителей философской школы Чаадаева.

Замечание 1

Русская философия - это мировой феномен мыслительной идеи, где феноменальность данной философии определяется ее автономностью, самостоятельностью и независимостью от европейских и мировых философов, так как именно русская философия не переживала влияния со стороны эмпиризма, рационализма или идеализма хотя, разумеется, формировалась в общем мировом казусе и от части была продиктована временем.

Русская философия характеризуется различными проблемами и актуальными вопросами российского общества своей эпохи, а методами решения данных проблем служили определенные характерные только для русской философии факторы определения тех или иных понятий, к которым относятся:

  • религиозная привязанность и сильное православное влияние на самые разные сферы жизни;
  • присутствие языческих основ в обществе;
  • проблема специфической формы выражение ходежственной мысли, выразившееся в литературе, искусстве, философии, публицистики, что определяет политическую несвободу и жесткую характерную для того времени цензуру;
  • единство и стремление русских мыслителей рассматривать не конкретную проблему, а весь комплекс сложившихся проблем России;
  • проблематика моральности и нравственности;
  • конкретность философской мысли;
  • понятность и широкая доступность простому человеку.

Предмет русской философии включал в себя разные направления, которые рассматривались мыслителями как отдельные проблематики, в их числе проблематика человека, космизма (понимание космоса и человека как единого организма), проблемы морально-нравственные и духовно-религиозные, проблема выбора между Западным путем развития и традиционным славянским, проблема государственности и власти, проблема государственной справедливости и царства.

Тем не менее, несмотря на то, что основные понятия русской философии были сформулированы лишь в 18 веке, до этого времени уже были предпосылки и первые русские начинания в вопросах поиска смысла жизни и ряда других духовных вопросов. Формально можно определить первый этап становления русской философии как период зарождения древнерусской мысли и раннехристианской философии Руси. Период зарождения древнерусской мысли относится к 9-13 векам. Тогда, основные темы, которые рассматривались философами (православными деятелями) были моральные и нравственные ценности как всего общества, так и персонально отдельного человека, объяснение христианства и попытки соединить его с язычеством, государственность, права, природа человека и природа мира.

Таким образом, первое начало русской философии были ранее 18 века, однако нельзя рассматривать его объективно и не учитывать фактор влияние на морально-нравственные вопросы жизни - роль церкви, которая была абсолютной в тот период.

Русские мыслители и философы

К одним из наиболее видных представителей философии первого периода становления русской мысли относится Иларион (основная работа – “Слове о Законе и Благодати”, в которой популяризируется и сравнивается христианская вера, ее роль в настоящем и будущем Руси).

Владимир Мономах (наиболее известное творческое произведение – “Поучение”), представляет специфический философский морально-нравственный кодекс, который также основывается на христианском учении, где философ дает поучения потомкам, анализируя проблематику добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также ряд других морально-нравственных вопросов.

Климент Смолятич (известная работа – “Послание пресвитеру Фоме”), рассматривает важнейшейю тему философии - тему рассуждения над проблемами разумами, проблему познания, проблему человека и его души.

Филипп Пустынник (в особенности его творческое послание – “Плач”), определяющий вопросы взаимоотношения духа и тела человека, соотносил духовное с материальным, естественное с божественным и т.д.

Философский период во времена татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства как Московской Руси и России - не четко отражены в истории как не четко отражена и сама история данной эпохи.

Тем не менее, времена борьбы за освобождение России от монголо-татарского ига и первые формирования российской государственности как в истории, так и философии приходится на 13 - 17 века. Как отмечалось выше, представленная эпоха характеризуется особо сложным положением русского общества и русской философии, однако считается, что характерные вопросы мыслителей никуда не исчезали, а оставались и выражались в вопросах:

  • сохранения русской духовной целостности;
  • сохранения традиций христианства;
  • борьба за освобождение от монгольского ига;
  • специфическое государственное устройство;
  • самопознание.

В эти времена были также наиболее известные и наименее популярные философы. Сергий Радонежский (14 в. – богословский философ, который признавал идеалы могущества, универсальности и справедливости христианства) консолидировал русский народ в рамках свержения монголо-татарского ига.

Великий просветитель Философий (16 в.) – также занимался изучением и анализом христианского богословия, отстаивал позицию о преемственности христианского учения (“Москва – Третий Рим”) по линии Рим – Константинополь – Москва.

Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственную идеологию, основанную на христианском нравоучение, выступал за скромность, аскетизм, был защитником монархии и царской власти, главными целями в которых рассматривал заботу о народе и общественную справедливость.

Андрей Курбский (1528 – 1583) – был мыслителем оппозиционного социально-политического философского направления, выступающий за ограничение деспотизма царской власти, свободу, права для всех граждан, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным.

Нил Сорский и Вассиан Патрикеев были идеологами за необхомостью реформировать всю церковную систему, в частность искореннить церковню праздность, парадность и приблизить церковь больше к народу, к его идеям и проблемам.

Аввакум и Никон – также выступали за обновление церковной системы, понимания ее проблематики в религиозном, общественном, политическом и идеологическом смыслах. Никон – в особенности был инициатором реформ обрядов и выступал против возвышения роли церкви на управленческие государственный уровень.

Этап развития русской философии 18 века

Наиболее ясно, понятно и концептуально развивалась русская философия 18 века, которая характеризуется двумя стадиями развития: философия периода петровских реформ и материалистическая философия середины и второй половины 18 века.

Первое направление - эпоха петровских преобразований характеризуется творчествами таких известных писателей и мыслителей как Феофана Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир.

Основные вопросы общей направленности философских исканий того времени были:

  • вопросы монархического устройства государственной власти;
  • вопросы императорства;
  • вопросы божественности царя и нерушимости его строя;
  • права императора (казнить, миловать, назначить себе наследника и др.);
  • вопросы войн и мира.

Помимо данных социально-общественных и политизированных вопросов философы этого направления занимались и иными сферами, в том числе духовными (познание своего я, нравственные ценности человека и т.д.).

К основным представителям материалистического направления относят М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был последователем и защитником идей механистического материализма. Им была сформулирована материалистическая концепция общей русской философии.

Таким образом, Ломоносов выдвинул атомическую (“корпускулярную”) теорию строения материи, согласно которой все окружающие человека предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц (“корпускул” - сегодня атомов) – материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Божественному и непосредственно к Богу как к личности – деистическое. С одной стороны, Ломоносов определял наличие Бога как в первую очередь Творца, но, с другой, он не наделял Бога характерной для его эпохи свойством о сверхъестественности и все-возможности.

Замечание 2

В целом, философия Ломоносова, как и вся философия 18 века огромное значение (в общих черта - первостепенное) удаляли вопросам этики, морали, нравственности, самопознания и поиска своей принадлежности в мире.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :