Немецкий философ 20 века Э. Кассирер в своем творчестве "Техника современных политических мифов" охарактеризовал определение свободы как слово, туманно представленное обществу и двусмысленно в своем выражении не только в вопросах религиозно-философских, но и политических.
Таким образом, в философии определению свободы обычно противостоит определение обязанности и необходимости, что в этике определяется термином ответственности, а в политике - порядком. Да и сама смысловая содержательная определения свободы заключает в себе целый колорит разного рода аспектов, относящихся к самым разным сферам человеческой жизни. Отсюда следует, что свобода может отождествляться с полным своеволием человека, а может характеризоваться как осознанное решение, тончайшее стимулирование человеческих действий и т.д.
А. Шопенгауэр писал, что свобода - это предмет, о котором можно говорить только в контексте преодоления различных жизненных трудностей. Если помеха исчезает и цель выполнена, то это и есть рождение свободы, которая, по определению философа, является в первую очередь отрицанием чего-либо.
Сформировать понятие свободы как отдельный субъект человеческой жизни крайне сложно, а на практике - невозможно, так как невозможно всецело сказать о всех свойствах понятия, поэтому существует несколько базовых определений.
Свобода - это состояние духа, являющимся философским понятием, отражающим непосредственное право каждого рожденного человека реализовать свою жизненную человеческую волю и добавиться своих целей путем собственного волеизъявления.
В условиях отсутствия свободы человек не способен полноценно функционировать и реализовывать всю тайну богатства своего внутреннего я, внутренних своих возможностей поиска и понимания мира.
Свобода - одна из важнейших (во многих учениях - самая важнейшая) общечеловеческих ценностей, не являющаяся абсолютным понятием, потому как если предоставить каждому индивиду право распоряжаться собственными ресурсами в условиях полной свободы, вероятность того что наступит век хаоса - очевидна.
В определениях многих современников и их предшественников, свобода - это положительное понятие, реализация которого возможно в условиях добровольного подчинения всеобщей воли общества и усмирения собственных порывов.
На вопрос, может ли человек быть абсолютно свободным от всего относительно философии ответом будет, разумеется, нет. Все дело в том, что аспекты философии указывают на ограниченность возможностей человечества в целом. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Таким образом, свобода - это ценность, которая является как индивидуальной, так и общечеловеческой.
Каждый индивидуум в обществе стремится к свободе, потому как только в ней и через нее человек способен реализовать созидательный человеческий потенциал и использовать те возможности, которыми он наделен свыше.
Свобода - нравственный императив и моральное побуждение, веление, требование, которое исходит для каждого индивидуально в его среде возможностей, подразумевающее не только преодоление различных трудностей на жизненном пути человека, но и сознательное ограничение его отдельных порывов, которые могут обернуться во вред, как ему, так и обществу. Ущемляя свободу другого человека, человек рискует сам оказаться в зоне нехватки свободы.
Н.А.Бердяев описывал свое философское видение свободы как религиозный своеобразный экзистенциализм и индивидуализм. Характер стиля Бердяева - принципиально отличается от сформировавшихся в философии определениях, он до последнего остается непонятым и двусмысленным в понимании даже современных исследователей.
Нестандартный стиль его повествования христианских основ и принципов, социальная ориентация его индивидуализма, рационализма и даже профетизма, и общий творческий порыв его экзистенциалистских рассуждений, наконец, вопросы патриотизма при одновременном довольно четко-критическом отношении к идеям марксизма, из которых философ являлся выходцем, оставляли его в мыслительной изоляции, несмотря на очевидную популярность в обществе.
«Мои мысли о несовершенной свободе, о Божьей нужде в человеческом творчестве, об объективации о верховенстве личности и ее трагическом конфликте с миропорядком и обществом отпугивали и плохо понимались», - с сожалением говорил он в своей работе философской автобиографии.
Сам мыслитель определяет выведенные им философские идеи “как философию отдельного субъекта, философию души, философию свобод, философию прав, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию индивидуалистическую и философию эсхатологическую”.
Свободная философия - это религиозное представление философии, обозначенное интуитивными персональными аспектами.
Поэтому, свобода в ее общем понимании не выводится и, как пишет сам Бердяев “в ней можно лишь пребывать”.
Философские искания Бердяева сегодня определяются в несколько направления:
Данные принципы и определения свободы были сформулированы писателем ни сразу. Определение или попытка определения свободы Бердяевым осуществлялось в следующих его произведениях, которые он писал на протяжении своей жизни:
Неразрывность христианского начала в понимании свободы и общих философских вопросов - очевидна. Бердяев не пытался классифицировать (систематизировать) свободу как понятие, чувство, эмоцию или состояние, однако его вклад в понимании внутреннего мира человека велик не только для русской философии, но и для всего мира.
Для русской религиозной философии свобода является важнейшим понятием, раскрывающим ее особенности, основную проблематику и способы решения первостепенных ее задач и проблем. Российская мысль базируется на христианском вероучении, для которого идея свободы выступает центральной и первостепенной: без нее невозможность понять такие христианские явления, как умиротворение, грехопадение и искупление.
Динамика свободы открывается в возможности перехода человека от отрицательной свободы к положительной. В целом, русская философия определяет модальность свободы в конечном итоге от свободного выбора человека, от его окончательного решения по тому или иному поводу. Несмотря на это, свобода в русской философии имеет своей онтологическое обоснование.
Н. Бердяев таким онтологическим обоснованием (дословно - "безосновностью") считал “Ничто”. Ничто, в котором укореняется свобода, может быть как источником получения свободы от кого или чего-либо, так и началом свободы для кого или чего-либо.
Другим русским философом С. Франком этим обоснованием было видение реальности, которая в значительной степени связана с Богом и может выступать как явлением положительной, так и отрицательной свободы.
Отрицательная свобода - это стремление личности освободиться от систематики, классификации, стабильности порядка, необходимости мира, от власти последнего над жизнью человека.
В большей мере эта свобода необходима в качестве особого состояния духа для восприятия и принятия каких-то абсолютных ценностей, так как только недетерминированным существом может быть принято к это заключение.
Например, человек, служащий добру несвободно, автоматически, стал бы, по выражению С. А. Левицкого, "автоматом добродетели", а сам добрый поступок лишился бы своей "добротности". Поэтому "отрицательная" свобода является и от части “положительной”, являясь определенным "пространством", в котором осуществляется выбор ценности. После того, как выбор сделан "отрицательная" свобода особым образом сублимируется, а человек обретает полноту бытия.