Свобода в русской философии


Свобода в русской философии

Понятие свободы

Немецкий философ 20 века Э. Кассирер в своем творчестве "Техника современных политических мифов" охарактеризовал определение свободы как слово, туманно представленное обществу и двусмысленно в своем выражении не только в вопросах религиозно-философских, но и политических.

Таким образом, в философии определению свободы обычно противостоит определение обязанности и необходимости, что в этике определяется термином ответственности, а в политике - порядком. Да и сама смысловая содержательная определения свободы заключает в себе целый колорит разного рода аспектов, относящихся к самым разным сферам человеческой жизни. Отсюда следует, что свобода может отождествляться с полным своеволием человека, а может характеризоваться как осознанное решение, тончайшее стимулирование человеческих действий и т.д.

А. Шопенгауэр писал, что свобода - это предмет, о котором можно говорить только в контексте преодоления различных жизненных трудностей. Если помеха исчезает и цель выполнена, то это и есть рождение свободы, которая, по определению философа, является в первую очередь отрицанием чего-либо.

Сформировать понятие свободы как отдельный субъект человеческой жизни крайне сложно, а на практике - невозможно, так как невозможно всецело сказать о всех свойствах понятия, поэтому существует несколько базовых определений.

Определение 1

Свобода - это состояние духа, являющимся философским понятием, отражающим непосредственное право каждого рожденного человека реализовать свою жизненную человеческую волю и добавиться своих целей путем собственного волеизъявления.

В условиях отсутствия свободы человек не способен полноценно функционировать и реализовывать всю тайну богатства своего внутреннего я, внутренних своих возможностей поиска и понимания мира.

Свобода - одна из важнейших (во многих учениях - самая важнейшая) общечеловеческих ценностей, не являющаяся абсолютным понятием, потому как если предоставить каждому индивиду право распоряжаться собственными ресурсами в условиях полной свободы, вероятность того что наступит век хаоса - очевидна.

В определениях многих современников и их предшественников, свобода - это положительное понятие, реализация которого возможно в условиях добровольного подчинения всеобщей воли общества и усмирения собственных порывов.

На вопрос, может ли человек быть абсолютно свободным от всего относительно философии ответом будет, разумеется, нет. Все дело в том, что аспекты философии указывают на ограниченность возможностей человечества в целом. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Таким образом, свобода - это ценность, которая является как индивидуальной, так и общечеловеческой.

Каждый индивидуум в обществе стремится к свободе, потому как только в ней и через нее человек способен реализовать созидательный человеческий потенциал и использовать те возможности, которыми он наделен свыше.

Замечание 1

Свобода - нравственный императив и моральное побуждение, веление, требование, которое исходит для каждого индивидуально в его среде возможностей, подразумевающее не только преодоление различных трудностей на жизненном пути человека, но и сознательное ограничение его отдельных порывов, которые могут обернуться во вред, как ему, так и обществу. Ущемляя свободу другого человека, человек рискует сам оказаться в зоне нехватки свободы.

Философия свободы Н. Бердяева

Н.А.Бердяев описывал свое философское видение свободы как религиозный своеобразный экзистенциализм и индивидуализм. Характер стиля Бердяева - принципиально отличается от сформировавшихся в философии определениях, он до последнего остается непонятым и двусмысленным в понимании даже современных исследователей.

Нестандартный стиль его повествования христианских основ и принципов, социальная ориентация его индивидуализма, рационализма и даже профетизма, и общий творческий порыв его экзистенциалистских рассуждений, наконец, вопросы патриотизма при одновременном довольно четко-критическом отношении к идеям марксизма, из которых философ являлся выходцем, оставляли его в мыслительной изоляции, несмотря на очевидную популярность в обществе.

«Мои мысли о несовершенной свободе, о Божьей нужде в человеческом творчестве, об объективации о верховенстве личности и ее трагическом конфликте с миропорядком и обществом отпугивали и плохо понимались», - с сожалением говорил он в своей работе философской автобиографии.

Сам мыслитель определяет выведенные им философские идеи “как философию отдельного субъекта, философию души, философию свобод, философию прав, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию индивидуалистическую и философию эсхатологическую”.

Определение 2

Свободная философия - это религиозное представление философии, обозначенное интуитивными персональными аспектами.

Поэтому, свобода в ее общем понимании не выводится и, как пишет сам Бердяев “в ней можно лишь пребывать”.

Философские искания Бердяева сегодня определяются в несколько направления:

  • направление абсолютной свободы человеческого духа, как единственного условия существования его творческих начал;
  • направление разработки своеобразной метафизики духа на основе толкований с религиозным аспектом, который базируется на личных отношениях человека с Богом и его свободно духовом состоянии;
  • понимание духовного прожитого опыта человечества как способа преодоления антиномии, путем просветления объективированного падшего мира.

Данные принципы и определения свободы были сформулированы писателем ни сразу. Определение или попытка определения свободы Бердяевым осуществлялось в следующих его произведениях, которые он писал на протяжении своей жизни:

  • “Я и мир объектов”;
  • “Дух и реальность”;
  • “О рабстве и свободе человека”;
  • “Опыт эсхатологической метафизики”;
  • “Царство Духа и царство Кесаря”.

Неразрывность христианского начала в понимании свободы и общих философских вопросов - очевидна. Бердяев не пытался классифицировать (систематизировать) свободу как понятие, чувство, эмоцию или состояние, однако его вклад в понимании внутреннего мира человека велик не только для русской философии, но и для всего мира.

Общее понимание свободы в русской философии

Для русской религиозной философии свобода является важнейшим понятием, раскрывающим ее особенности, основную проблематику и способы решения первостепенных ее задач и проблем. Российская мысль базируется на христианском вероучении, для которого идея свободы выступает центральной и первостепенной: без нее невозможность понять такие христианские явления, как умиротворение, грехопадение и искупление.

Замечание 2

Динамика свободы открывается в возможности перехода человека от отрицательной свободы к положительной. В целом, русская философия определяет модальность свободы в конечном итоге от свободного выбора человека, от его окончательного решения по тому или иному поводу. Несмотря на это, свобода в русской философии имеет своей онтологическое обоснование.

Н. Бердяев таким онтологическим обоснованием (дословно - "безосновностью") считал “Ничто”. Ничто, в котором укореняется свобода, может быть как источником получения свободы от кого или чего-либо, так и началом свободы для кого или чего-либо.

Другим русским философом С. Франком этим обоснованием было видение реальности, которая в значительной степени связана с Богом и может выступать как явлением положительной, так и отрицательной свободы.

Определение 3

Отрицательная свобода - это стремление личности освободиться от систематики, классификации, стабильности порядка, необходимости мира, от власти последнего над жизнью человека.

В большей мере эта свобода необходима в качестве особого состояния духа для восприятия и принятия каких-то абсолютных ценностей, так как только недетерминированным существом может быть принято к это заключение.

Например, человек, служащий добру несвободно, автоматически, стал бы, по выражению С. А. Левицкого, "автоматом добродетели", а сам добрый поступок лишился бы своей "добротности". Поэтому "отрицательная" свобода является и от части “положительной”, являясь определенным "пространством", в котором осуществляется выбор ценности. После того, как выбор сделан "отрицательная" свобода особым образом сублимируется, а человек обретает полноту бытия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :