Русская философия Толстого


Русская философия Толстого

Философские начала Льва Толстого

Религиозно-философские поиски Льва Николаевича Толстого были неразрывно связаны с переживанием и осмыслением самых различных философских и религиозных направлений. На основе данных поисков и размышлений философа формировалась мировоззренческое учение, отличавшееся поэтапным стремлением к определенности и четкости мыслей (в значительной степени на уровне здравого смысла).

При рассмотрении и формулировании базовых философских и религиозных вопросов в своеобразном исповедально-проповедническом стиле, собственная вера и выражение данной веры для Толстого имели критическое значение.

Однако, несмотря не серьезные аргументы критиков толстовского учения, оно безусловно занимает свое особенное и неповторимое место в истории русской литературы и мысли, отражая духовное направление великого писателя, его личностный философский опыт и поиски ответов на последние, метафизические вопросы.

На влияние творчества Толстого глубокое и сохранившее свою значимость в последующие годы оказывали идеи Ж.Ж. Руссо. Таким образом, описанное автором критическое отношение к сформированному складу жизни и к цивилизации в целом, позднее отразившиеся в проповеди “естественности”, и вылившаяся у Л. Толстого в абсолютное отрицание значения культурного явления, в том числе и своего собственного, во многом перекликаются с идеями французского философа.

Более позднее влияние на развитие творческой мысли поэта оказал А. Шопенгауэр, который оставил после себя определенное моральное учение и философию (“гениальнейший из людей” - как утверждал сам Толстой). Позднее и восточные (прежде всего буддийские) мотивы в шопенгауэровском учении о "мире как воле и представлении" рассматривались Толстым и находили место в его очерках.

Впрочем, в дальнейшем, к 80-м годам, отношение Толстого к идеи Шопенгауэра о морали становится все более критичной, что было неразрывно связано с высокой оценкой им "Критики практического разума" И. Канта (которого сам Толстой называл "великим религиозным учителем").

Моральная доктрина писателя носила во многом синкретические, не законченные и от части абстрактные мотивы, цель которых была направить человека на поиски собственного пути в жизни. Но базой авторского религиозно-нравственного учения этот далекий от какой бы то ни было традиционности мыслитель считал христианскую, евангельскую мораль, которая изложена в Священном Писании.

Замечание 1

Фактически основной моралью религиозного философствования Толстого и было выявление собственного опыта в процессе этизации своего христианства, сведения этого вероучения к совокупности ряда этических принципов, причем принципов, допускающих революционное и доступное не только философским умам, но и обычному здравомыслящему.

Религиозно-философский аспект в философии Л. Толстого

Лев Николаевич Толстой не являлся (и сам это признавал) философом и богословом в привычном понимании этих слов. Его учение было связано с религией, моралью, этикой, русской религиозной мыслью, которая зачастую скрыта от людей.

Замечание 2

В центре религиозно-философских размышлений Л.Н. Толстого стоят в приоритете вопросы поиска смысла жизни, понимания Божественного, совершенства, сравнения сид добра и зла, свободы и морально-нравственного совершенствования человека.

Несмотря на приверженность Толстого к христианству и его определенной симпатии к разного родам учителям евангелистам, он являлся критиком официального богословия, церкви как таковой, церковной догматики, стремясь дать обоснование необходимости общественного переустройства на библейских принципах взаимопонимания, взаимной любви друг ко другу и непротивления злу насилием.

Основные религиозно-философские работы поэта, внесшие наиболее весомый вклад в развитие русской религиозной мысли представлены:

  • “Путь жизни”;
  • “Царство Божие - внутри нас”;
  • “Критика догматического богословия”.

Его представленные размышления и одновременно критические очерки в адрес церкви вызывали общественный резонанс, которые пробуждали общество начинать думать и размышлять на духовные сущности.

Для духовного мира Льва Толстого характерные моральные поиски, поиски Бога, смысла жизни, открытие системы “панмроаризма”. Его нравственная теория в оценке всех сторон человеческой жизни отражает всю актуальную и до сегодняшнего дня проблематику человеческой души и морали. Религиозно-нравственное учение показывает своеобразное понимание автором Бога, представление о котором до сегодняшнего дня считается новаторством.

Размышления Толстого говорят о том, что избавление общества от какого - либо насилия, на котором держится весь современный мир, единственным образом возможно на путях непротивления злу насилием, на основе абсолютного отказа от какого-либо сопротивлению им, что в свою очередь должно сопровождаться нравственным моральным совершенствованием каждого индивидуума в обществе (иначе отказ не имеет смысла).

Толстой подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.

Толстой, в особенности в его поздние годы, отрицал государственность, так как признавал власть злом. По его мнению упразднение государственности - необходимость, однако, оно должно осуществляться мирным путем, пассивным уклонением общества от различных государственных полномочий и обязанностей, отказ от участия в политической деятельности и т.д.

По мнению многих революционеров, Лев Толстой был не однозначен в вопросах революции. Однако, некоторые принципы его учения говорят о своеобразной позиции поэта:

  • разоблачение политического насилия общества;
  • критика устройства государственной системы;
  • критика государственного управления;
  • критика общественного разрыва между богатыми и бедными;
  • доктрина непротивления злу.

Таким образом, с одной стороны призыв поэта носит революционный характер, с другой Толстой полностью исключает революционное сопротивление, считая это тупиковым путем. Нельзя точно определить глубину мысли философа в морально-нравственных и общественно-политических вопросах, возможно, сам писатель умышленно оставил повод для всяческого рассуждения.

Общая доктрина учения Льва Толстого

Многие люди испытали благотворное влияние доктрин Толстого. Среди последователей учения русского писателя - философ Махатма Ганди.

К числу восхищающихся талантом Толстого относился и американский писатель У.Э. Хоуэлс, который писал: “Толстой - величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра, и сам он никогда не отрицает единства своей совести и своего искусства”.

В романе “Война и мир”, увлеченный великой вечной картиной истории, Толстой выступает как человек с глубокой верой. Прежде всего, его вера в фатум и судьбу. Философ верит в определенную неизвестную силу, которая так или иначе ведет людей туда, куда они больше всего не хотят. Древние стоики говорили: «Судьба ведет согласного. Противящегося судьба тащит».

В творчестве Толстого, Наполеон - это пешка, как и вся масса его людей, которые подчинены каким-то таинственным законам и космическим принципам, описать которы или систематизировать просто невозможно.

И когда русский писатель пытается объяснить эти принципы, его отступления от исторических основ значительны, и сами исторические справки кажутся намного не существенными, чем сама великая, полнокровная, мощная и необъятная картина совершающихся исторических событий - на поле битвы, или в гардеробе фрейлины, или в комнате, где сидит один из его персонажей.

Замечание 3

Таким образом, развитие русской морали и философии в целом, ее религиозно-моральные линии были во многом определены Л. Толстым, который в своих поисках души стремился дать ответы на многие вопросы духовного мира, объясняя в том числе отдельные аспекты в истории русского народе и его духовную составляющую.

Религиозная философия и морально-нравственные учения Льва Толстого активно способствуют не только приближению людей к пути нравственного совершенствования, но и приобщению их к богатству в сфере духовной жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :