Русская философия Радищева


Русская философия Радищева

Александр Николаевич Радищев был русским философом конца XVII века. Вошел в историю как русский просветитель философской мысли, смелый и решительный противник крепостничества и самодержавия. Александр Николаевич, свое образование начал в России, а продолжил в Лейпцигском университете, именно там он познакомился со многими идеями западных философов.

Вернувшись в Россию в 1771 году, он очень активно включился в идейную борьбу, при этом сочетал ее с литературной деятельностью и со службой в Сенате. Радищев, в своих литературных произведениях начал критиковать крепостной строй. Довольно наглядно выражается это в “Путешествии из Петербурга в Москву” и в его оде “Вольность”. Во всех трудах Радищева выделяются три главные политические проблемы, которые он определил:

  • Первая, а также основная - анализ и описание русских общественных отношений, сильная критика абсолютизма и крепостного права.
  • Второй является поиск средств и путей освобождения крестьян, необходимость и обоснование народной революции - естественный акт в таких случаях, когда социальный гнет становится постепенно нетерпимым, а власть начинает узурпировать тиранией.
  • Третья, самая слабая, - построение общества, удовлетворяющего все потребности трудящихся и работников.
Замечание 1

“Сильная критика абсолютизма и крепостничества Радищева показана именно с моральной, политической и экономической точек зрения. Весь общественный порядок, при котором трудящиеся, обеспечивая труды своей страны, привело к нищенскому существованию, а весь дворянский род ведет паразитический образ жизни, именно это он считал несправедливым”.

Поэтому крепостничество, как он считал, экономически полностью изжило себя ввиду незаинтересованности всех крестьян работать на помещиков. Именно Радищев считал, что интересы всех крепостных крестьян и господ, совершенно, непримиримы.

Социальная философия Радищева

Рисунок 1. Социальная философия Радищева

Идеалы просвещенной монархии

Все идеалы монархии для философа не были реальным средством для изменения положения крепостных крестьян. Поэтому что-то изменить он был не в силах, так как был ограничен господствующими условиями, в данный период еще не существовало революционных сил в России, которые способны были изменить общество, а также полностью отменить крепостное право. Поэтому, Радищеву оставалось только уповать на постепенное освобождение крепостных крестьян при помощи реформ.

Возможность осуществить революцию, мыслитель раскрыл в своей оде “Вольность” и в “Путешествии из Петербурга в Москву”, и показал свое отношение к отдаленному будущему России.

Необходимо отметить, что все идеи Радищева оказались главным и связующим звеном в движении от философии просвещения дворян к идеям революционности дворян.

Труд “О человеке, о его смертности и бессмертии”

Радищев в ссылке создал свой главный труд “О человеке, о его смертности и бессмертии”. Данный труд состоит из четырех книг. Они все подчиняются решению вопроса о сущности души человеческой, то есть о механизме познания и о природе сознания. Содержание изложено трактатом и осуществляется выражением полемики между идеалистом и материалистом. Две книги посвящаются рассмотрению материалистического понимания именно смертности души человеческой, в третьей и четвертой книгах показаны аргументы, которые применяются идеалистами для доказательств ее бессмертия. Именно в данном трактате сталкиваются диаметрально противоположные системы взглядов многих немецких идеалистов XVII-XVIII веков (Гердера, Мендельсона, Лейбница), английских и французских материалистов XVIII века (Пристли, Гольбаха, Гельвеция).

При сопоставлении доводов идеалистов и материалистов философ показал их неравноценность. Поэтому позиция идеалистов показалась ему противоречащей всем фактам. Но совершенно недостаточно развития естествознания, поэтому не позволила Радищеву, как это сделали материалисты уже после него, отвергнуть полностью бессмертие души. Он признавал недоказуемость именно с точки зрения науки, а также допускал возможность верить в него.

Мыслитель считал такое понятие, как “бытие” самым общим философским понятием, поэтому без него не будет никакого существования. Радищев считал, что Бытие может распадаться на различные формы. К ним можно отнести:

  • человечество и человека;
  • земную природу;
  • мироздание (Вселенную);
  • первичный хаос.

Александр Николаевич вывел определенную теорию о сущности человека из единств духовной и материальной натур. По Радищеву, все органы чувств человека связывают с действительностью.

Также мыслитель считал, что мозг является особенным орудием познавательной деятельности и одновременно вместилищем души. Каждый человек имеет познавательные усилия – это результат данной активности.

Радищев и познающий разум

Радищев выделяет в познающем разуме только общественный и исполнительный, теоретический разум. Рассмотрим каждый разум отдельно:

  1. Теоретический разум может “пронизывать завесу неведомого”, так как его активная сила всеядна.
  2. Исполнительный разум началом имеет “все жизненные потребности”, а также соединяет опыт и разум, может помочь человеку приспособиться к миру.
  3. Общественный разум очень сильный и способен “сделать все”, так как по происхождению связан со всеми родовыми функциями человека.

Но заблуждения чаще всего происходят от неверного восприятия человеком предметов именно по причине отклонения от норм чувств мышления, то есть слабость слуха, зрения, осязания и обоняния человека.

Радищев вслед за Локком посчитал основой познания чувственные восприятия и ощущения. Однако мыслитель стремился полностью избежать крайностей эмпиризма. Философ считал, что все представления о многих реальных вещах связаны, благодаря абстрактному и рациональному мышлению. А это может сделать познание намного богаче. В рассуждениях о познании, философ проанализировал ступени познания, уделил особое внимание проблемам логики и языка в познании человека. Он отстаивал идею восходящего характера данного исторического процесса. Считал, что такое движение к совершенству происходит не одним поколением. Движение общества происходит постепенно от охоты и рыболовства, к земледелию и скотоводству, к строительству новых городов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :