Русская философия Ломоносова


Русская философия Ломоносова

Замечание 1

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю, как ученый энциклопедического склада, он оставил глубокий след во многих областях науки своего времени.

Родился Михаил Васильевич в 1711 году в деревне, которая расположена в устье Северной Двины, в семье крестьянина. В 1730 году покинул родной дом, затем его приняли в Москве в Славяно-греко-латинскую академию, в ней он проучился до 1736 года. После восьми месяцев пребывания в Петербургской академии наук его командировали в Марбургский университет, чтоб изучать химию и горное дело. В университете его обучал Христиан Вольф.

Возвратившись в 1741 году в Петербург, Ломоносов получил чин адъюнкта, с 1746 года его назначили профессором на кафедру химии Российской Академии наук. Он довольно много и напряженно работал в самых разных областях науки.

Ломоносов был химиком, физиком и естествоиспытателем. Из этого следует, что при квалификации и изучении мировоззрения, он раскрыл его как естественнонаучный материализм. Это подтверждается тем, что он никогда не занимался только философией. Хотя всегда затрагивал общефилософские проблемы, так как они имеют прямое отношение ко всем его научным исследованиям. Также его очень интересовала натурфилософия. Гносеологическая проблематика не получила большой разработки, конкретно, в его трудах. В своих исследованиях он показал определенные и общие принципы научной методологии.

Замечание 2

Все его труды положили начало материалистической традиции в мировоззрениях русских философов. В своих трудах он утверждал, что все материалистические взгляды на природу сочетаются с верой в Бога. Для Михаила Васильевича Бог оставался создателем мира и источником движения. Но его взгляды и утверждения не мешали российскому ученому вести борьбу с невежеством, а также предотвращал разные попытки вмешательств религиозных деятелей в его научные дела.

Изучение общих законов движения материи

Особое внимание Ломоносов сосредоточил на изучении всеобщих законов движения материи, а также ее строения. Главным пунктом его мировоззрения является атомно-молекулярная гипотеза и ее теории:

  • электричества;
  • газов;
  • теплоты и пр.

Все они связаны принципом сохранения движения, а также материи. Мыслитель отождествлял материю с веществом, считал ее непроницаемой. Он утверждал, что природа тел постоянно находится в движении, поэтому, все тела можно определить при помощи движения.

Также Ломоносов определил, что именно движение и есть изменение в целом. Данное понятие легло в основу многих трудов. Все его представления о движении полностью соответствовали механистической форме материализма. Он определил два вида материи:

  1. Собственную, («собственная материя — это та, из которой тело состоит, и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело»).
  2. Постороннюю, («посторонняя материя — это та, которая заполняет в теле все промежутки, которые свободны от собственной материи»).

Михаил Васильевич определил, что материя состоит из атомов и корпускул, которые неуничтожимы и неделимы. Такое мнение не было подкреплено опытами. Хотя оно помогало ему совершить некоторые открытия в химии и физике. Главное открытие Ломоносова — это обнаружение природы тепловых явлений. Он выяснил, что “теплота тел состоит во внутреннем их движении”, а возникает в процессе трения движущихся частиц. Вторым значимым достижением Ломоносова стала формулировка гипотезы о сохранении движения и материи, получив статус теории об открытии закона о превращении и сохранении энергии.

Важность методов рационального познания

Ломоносов долго искал разные пути совершенствования методов познания, и смог высоко оценить значение эмпирического познания, подвел итоги о важности методов рационального познания.

Рассматривая этические и социально-философские представления Ломоносова. То можно проследить характерное беспокойство за судьбу отечественной науки, своего народа и своей страны. Его любовь к народу и своему отечеству была велика и не давала повода усомниться в его патриотизме. В качестве важных нравственных принципов и организации его научной деятельности мыслитель старался бескорыстно служить народу, упорно искал научные истины.

Отводя большое место опыту в познании, Ломоносов подчеркнул, что соединение эмпирического метода с теоретическими обобщениями не отменно приведет к истине. Поэтому гносеология ученого очень тесно связана с философией языка. Он считал, что все понятия или идеи, можно поделить на: сложные и простые. А все идеи по своим свойствам делятся на:

  • первичные;
  • вторичные;
  • третичные.

Искусство управлять данными понятиями, состоит в следующем: можно пропустить некоторые ступени (к примеру, «вторичную») и перейти сразу к третичной. Иными словами, можно обойти «материальные свойства» и перейти на высокий уровень абстрагирования. Сама суть познания состоит именно в том, чтоб учесть разнокачественность идей, и не «без разбору» перескакивать от одного понятия к иному. В этом же заключается весь механизм соотнесения гипотез и опыта. Также, научное познание - это идеал деятельности, очень полезной, которая помогает возвыситься любому человеку. Рационалистический оптимизм философа с особенной силой выражается в работе «О пользе химии». Это получился своеобразный гимн науке и «художеству» (является разновидностью познания) перерастающий в гимн мореплаванию и металлургии, торговле, пр.

Ломоносов и развитие научного и философского знания

Общепризнано влияние мыслителя на общее развитие философского и научного знаний. А.С. Пушкин, восхищаясь философом, назвал его самым первым русским университетом, Белинский сравнил его с Петром Первым, Шпета назвал Ломоносова «в европейском смысле самым первым русским ученым», а Зеньковский так отозвался об ученом: «.. он был очень гениальным ученым, разные учения и открытия которого смогли далеко опередить его время».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :