Русская философия искусства


Русская философия искусства

Определение 1

Философия искусства - часть общей философии культуры, особенность которой составляет эстетика, являющаяся основой и сутью философии искусства.

Среди главных течений философии искусства начала двадцатого столетия необходимо выделить русский символизм.

Русский символизм

Русский символизм начал свое существование, когда исчерпал себя его предшественник - символизм французский, с которого, собственно, и начинался сам символизм - одна из течений модернизма, направление, возникшее на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Как художественное течение он заявил о себе в 1886 году, когда группа молодых французских поэтов (Мореас, Рене Гиль, Анри де Ренье, Стюарт Меррил и др.), объединившихся вокруг Стефана Малларме, осознала единство своих художественных порывов. В символизме нашли свое отражение и толкование такие романтические черты, как философский идеализм, сосредоточенность на внутренней жизни личности и пограничных вопросах бытия, приверженность теории "чистого искусства, культ музыкальности искусства", неприятие прозы жизни.

Кроме преемственной связи с течением романтизма, теоретические корни символизма - в идеалистической философии Артура Шопенгауэра и Эдуарда Гартмана, творчества Рихарда Вагнера, в некоторых идеях сущность символистского мировоззрения нашла наиболее адекватное выражение в бодлеровский теории "соответствий", что утверждает тотальную соотнесенность всех составляющих - Русской философии искусства.

Следует выделить ряд представителей русского символизма:

  1. П. А. Флоренский. Одной из наиболее значимых фигур в русском символизме является П. А. Флоренский. Он придавал искусству самостоятельное место в человеческой культуре, подчеркивая его незаменимость наукой или философией, политикой или техникой.
  2. С. Л. Франк. Сфера искусства привлекала и С. Л. Франка, главным образом, возможностью обосновать созидающую человеческой личности, свободу человека.
  3. М. М. Бахтин. Работы М. М. Бахтина открыли новый этап в понимании формы не только в сфере искусства, но и вопросах создания новой системы философии.

Символистов не устраивает обычный одномерный художественный образ. Гораздо лучше их потребностям соответствует символ, что наполняется бесконечной многозначностью.

Замечание 1

В отличие от французского символизма, сконцентрировал свою творческую внимание на эстетизации внутренних душевных порывов, в русском символизме преобразовались все формы общественного сознания, все стороны жизни. Разрушались границы, отделяющие искусство от неискусства. Искусство объявляется средством духовного преображения жизни. При этом в отличие от французских символистов, они углублялись в поиск нового мифа в «микрокосм», русский символизм заново открывал «макрокосм» и скрытые, глубинные связи с ним человека.

Исторический процесс мыслился как бесконечная череда культур, которые сменяют друг друга, и каждая из которых является замкнутой системой, проходит полный цикл развития. История предстает как цепь сверхчеловеческих коллизий, движение метаисторический стихий. Подобно воспринималось и время: тайны прошлого прочитывались в каждом мгновении современности.

Своими духовными учителями символисты считали Федора Достоевского, Афанасия Фета, Федора Тютчева.

Философия Владимира Соловьева

Наибольшее влияние на русский символизм имела философия Владимира Соловьева. Три его основные философские идеи сформировали мировоззренческое и в значительной степени эстетическое почву символизма:

  1. Религиозная идея, согласно которой носителем Красоты, Добра и Истины становилась особая сакральная сущность, "небесное существо" - София (Вечная Женственность). Эта идея нашла отражение в творчестве Дмитрия Мережковского, Александра Блока, Вячеслава Иванова.
  2. Историософская, согласно которой религиозная и историческая судьбы России обусловлены ее срединным положением между Западом и Востоком.
  3. Мистическая - о пришествии в мир антихриста. Она лежит в основе его «Краткой повести об антихристе», которая также способствовала нарастанию эсхатологических предчувствий.

Идеи русских символистов

Традиционно русских символистов разделяют на «старших» и «младших». «Старшее» поколение в полной мере отразило явление европейского декаданса в России. Поэзии символистов-декадентов (Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Валерия Брюсова) свойственны заигрывания со злом, культ чувственной красоты и экзотики, имморализм и индивидуализм.

«Младшее» поколения символистов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Эллис) осознанно стремилось выйти за рамки литературной школы и стать особым типом миропонимания.

К художественному воплощению Божественной целостности мира символисты надеялись приблизиться разными путями и способами. Прежде всего с помощью идеи синтеза. Синтез мыслился очень многообразно. В общетеоретическом плане он обосновывался как синтез разума и интуиции, необходимый в искусстве, как синтез "дионисийского" и "аполлонического" начал в лирике (В. Иванов, А. Белый, В. Эрн и др.), виделся принципом "единства культур" человечества: так, И. Анненский отстаивал начало аполлонизма, т.е. принцип культуры - "выход в будущее через переработку прошлого", соединением начал языческой античности и христианского Востока (Д. Мережковский, Вяч. Иванов), наконец, синтезом разных известных истории мировой литературы художественных форм и "систем", например классицизма и романтизма. Говоря о последнем, надо подчеркнуть, что это были не просто некие теоретические мечтания, например в духе А. Белого, который хотел видеть в символизме слияние и классицизма, и романтизма, и реализма.

Подобные художественные синтезы осуществлялись на практике, в художественных произведениях. Стоит назвать такое явление, как соединение новейшего "классицизма" и романтически окрашенного импрессионизма в поэзии В. Брюсова, для образности которого характерно сочетание классической, "римской" монументальности, скульптурности с поэтикой летучих, мгновенных образов впечатлений и многоцветной игрой красок. В творчестве Д. Мережковского или В. Иванова можно обнаружить соединение черт неоклассицизма с "символическим реализмом".

Оригинальность символизма в России состоит преимущественно в том, что такие поэты, как Белый, Мережковский, Блок исходили из убеждения в необходимости и возможности творчески действенной реализации, воплощения высших, небесных начал на земле через искусство. Белый и Блок видели в учении В. Соловьева не "абстрактную философию", но "философию жизненного пути", требующую перехода от духовного максимализма к "конкретному его воплощению" в жизни, в первом ее шаге.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :