Философия искусства - часть общей философии культуры, особенность которой составляет эстетика, являющаяся основой и сутью философии искусства.
Среди главных течений философии искусства начала двадцатого столетия необходимо выделить русский символизм.
Русский символизм начал свое существование, когда исчерпал себя его предшественник - символизм французский, с которого, собственно, и начинался сам символизм - одна из течений модернизма, направление, возникшее на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Как художественное течение он заявил о себе в 1886 году, когда группа молодых французских поэтов (Мореас, Рене Гиль, Анри де Ренье, Стюарт Меррил и др.), объединившихся вокруг Стефана Малларме, осознала единство своих художественных порывов. В символизме нашли свое отражение и толкование такие романтические черты, как философский идеализм, сосредоточенность на внутренней жизни личности и пограничных вопросах бытия, приверженность теории "чистого искусства, культ музыкальности искусства", неприятие прозы жизни.
Кроме преемственной связи с течением романтизма, теоретические корни символизма - в идеалистической философии Артура Шопенгауэра и Эдуарда Гартмана, творчества Рихарда Вагнера, в некоторых идеях сущность символистского мировоззрения нашла наиболее адекватное выражение в бодлеровский теории "соответствий", что утверждает тотальную соотнесенность всех составляющих - Русской философии искусства.
Следует выделить ряд представителей русского символизма:
Символистов не устраивает обычный одномерный художественный образ. Гораздо лучше их потребностям соответствует символ, что наполняется бесконечной многозначностью.
В отличие от французского символизма, сконцентрировал свою творческую внимание на эстетизации внутренних душевных порывов, в русском символизме преобразовались все формы общественного сознания, все стороны жизни. Разрушались границы, отделяющие искусство от неискусства. Искусство объявляется средством духовного преображения жизни. При этом в отличие от французских символистов, они углублялись в поиск нового мифа в «микрокосм», русский символизм заново открывал «макрокосм» и скрытые, глубинные связи с ним человека.
Исторический процесс мыслился как бесконечная череда культур, которые сменяют друг друга, и каждая из которых является замкнутой системой, проходит полный цикл развития. История предстает как цепь сверхчеловеческих коллизий, движение метаисторический стихий. Подобно воспринималось и время: тайны прошлого прочитывались в каждом мгновении современности.
Своими духовными учителями символисты считали Федора Достоевского, Афанасия Фета, Федора Тютчева.
Наибольшее влияние на русский символизм имела философия Владимира Соловьева. Три его основные философские идеи сформировали мировоззренческое и в значительной степени эстетическое почву символизма:
Традиционно русских символистов разделяют на «старших» и «младших». «Старшее» поколение в полной мере отразило явление европейского декаданса в России. Поэзии символистов-декадентов (Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Валерия Брюсова) свойственны заигрывания со злом, культ чувственной красоты и экзотики, имморализм и индивидуализм.
«Младшее» поколения символистов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Эллис) осознанно стремилось выйти за рамки литературной школы и стать особым типом миропонимания.
К художественному воплощению Божественной целостности мира символисты надеялись приблизиться разными путями и способами. Прежде всего с помощью идеи синтеза. Синтез мыслился очень многообразно. В общетеоретическом плане он обосновывался как синтез разума и интуиции, необходимый в искусстве, как синтез "дионисийского" и "аполлонического" начал в лирике (В. Иванов, А. Белый, В. Эрн и др.), виделся принципом "единства культур" человечества: так, И. Анненский отстаивал начало аполлонизма, т.е. принцип культуры - "выход в будущее через переработку прошлого", соединением начал языческой античности и христианского Востока (Д. Мережковский, Вяч. Иванов), наконец, синтезом разных известных истории мировой литературы художественных форм и "систем", например классицизма и романтизма. Говоря о последнем, надо подчеркнуть, что это были не просто некие теоретические мечтания, например в духе А. Белого, который хотел видеть в символизме слияние и классицизма, и романтизма, и реализма.
Подобные художественные синтезы осуществлялись на практике, в художественных произведениях. Стоит назвать такое явление, как соединение новейшего "классицизма" и романтически окрашенного импрессионизма в поэзии В. Брюсова, для образности которого характерно сочетание классической, "римской" монументальности, скульптурности с поэтикой летучих, мгновенных образов впечатлений и многоцветной игрой красок. В творчестве Д. Мережковского или В. Иванова можно обнаружить соединение черт неоклассицизма с "символическим реализмом".
Оригинальность символизма в России состоит преимущественно в том, что такие поэты, как Белый, Мережковский, Блок исходили из убеждения в необходимости и возможности творчески действенной реализации, воплощения высших, небесных начал на земле через искусство. Белый и Блок видели в учении В. Соловьева не "абстрактную философию", но "философию жизненного пути", требующую перехода от духовного максимализма к "конкретному его воплощению" в жизни, в первом ее шаге.