Феноменом мировой философской мысли является русская философия середины ХIХ - начала ХХ века. Она развивалась практически автономно "от европейской и мировой философии, и не находилась под влиянием таких философских направлений, как эмпиризм или рационализм. Русскую философию отличает глубина, всесторонность и довольно специфический круг проблем исследования, которое непонятно для Запада.
Русская философия настаивала на недостаточности односторонне рационалистического подхода. В ней интуитивное, художественное, образное отношение к миру сосуществует (а у некоторых философов преобладает) вместе с абстрактно-рациональным его освоением.
Характерные черты русской философии:
Рисунок 1. Русская философия ХIХ века
Религиозная философия является многогранным феноменом, результатом синтеза религиозного и светского типов мышления, она привнесла в общечеловеческое мышление новое мировосприятие. Положение относительно однополярного мира и о его однонаправленном развитии является, по нашему мнению, необоснованными, и это становится все больше очевидным в связи с политической нестабильностью и глобальными проблемами. Именно поэтому и возникает насущная необходимость создание синтезирующих концепций развития человечества, которые будут содержать и закономерную интеграцию, и универсализацию мира, и стремление народов сохранить собственную самобытность, а также уникальность.
Анализ русской религиозной философии как эвристического направления, способен выработать концепции социальных преобразований современного мира на почве утверждение приоритетности духовно-нравственной проблематики, позволяет сформировать новое понимание кризисных явлений в современности, которое поможет их преодолению в ближайшей перспективе. Несмотря на большое количество публикаций, посвященных рассмотрению русской религиозной философии, так и в зарубежной философии, идея выдающегося русского мыслителя В. Зеньковского о необходимости рассмотрения внутренней борьбы в русской философии из-за противостояния спиритуализма и материализма как противоположных онтологических интуиций русской мысли до сих пор не имеет своего адекватного воплощение. Это предполагает исследование и составляющих русской традиции философствования, и противоположных материалистических и спиритуалистических онтологических течений в контексте диалектического противоречия.
Значимыми для исследования христианских источников русской философии является библейские тексты. И в этом плане заслуживают особого внимания творческие поиски К. Аксакова, И. Герцена, А. Григорьева, Ф. Достоевского, И. Киреевского, А. Хомякова и др. также важным является анализ классических трудов Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцев, Н. Гершензона, И. Ильина, Л. Карсавина, М. Лосского, В. Лосского. В. Соловьева, П. Флоренского и др.
Среди основных направлений русской философии самым мощным был религиозный. С ним связана, в частности, деятельность всемирно известных писателей Достоевского и Л. Толстого, оставивших нам не только литературное, но и большое философское наследие.
Ф.М.Достоевский (1821-1881) определил два пути жизненного развития человека:
Л.Н.Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину толстовство. Ее сущность заключается в том, что следует отказаться от насилия как средства решения любых проблем. Религия - это прежде всего добро, любовь и совесть. Государство как аппарат насилия не имеет права на существование, так всеми возможными средствами следует разрушать государство.
Несмотря на то, что центром философии Соловьева (1853-1900) является теологическая направленность, его богословие не является традиционным. Философ считает, что хоть дух человека находится в мире зла, он может спастись путем создания Вселенской церкви. Эта церковь станет основой. Будущей мировой солидарной сообщества людей.
Концепция всеединства Соловьева заключается в том, что сущность Абсолютного считается положительной, то есть единая, целостная идея гармоничного объединения всех аспектов бытия. Соловьев пытается в своем учении совместить христианскую теорию с естественным эволюционизмом. По его мнению Космос является не только материальным образованием, а содержит в себе мировое мнение. Объединение всех одушевленных элементов Космоса есть концепций положительного всеединства.
Человеку в этом процессе отводится место посредника между Богом и природой, которому принадлежит подчиниться Богу, чтобы спастись, и покорить себе природу. Во главе стоит Единство Бога и божественного мира, возглавляемого человечеством как цель мировой истории.
Идея объединения всех христиан в экуменической церкви поддержал С.Булгаков (1871-1944). Корень всех проблем в мире он видел в разъединении (как религиозном, так и в политическом, экономическом). Булгаков считал что человек является ответственным за свои поступки как перед людьми, так и перед Богом после смерти.
П.Флоренский (1882-1937) рассматривал мир как единое целое, сотканное из противоречий, например хаотичность и логичность мира, узнаваемость и необъятность Бога. Флоренский предусматривал, что в будущем будет найдено новое понимание отношений материи и духа.
Николай Бердяев (1874-1948) отмечал, что Бог выступает нравственным образцом для человека и они должны быть "на равных". Бог не должен выступать в роли Господина, а человек в роли его раба. Человек должен стремиться достичь Бога, но не пытаться заменить его собой. Высший смысл существования человека Бердяев видит в "Свободе" (что является главной ценностью для человека), и "Соборности" (единства духа и свободы). Философия Бердяева серьезно повлияла на развитие европейского экзистенциализма.