Русская социальная философия


Русская социальная философия

Определение 1

Как отмечает один из современных философских специалистов К. Х. Момджян, социальная философия – это концептуально новое и автономное направление философского познания, которое направлено историю, общество и человека как основного субъекта социокультурных взаимодействий, что действует в среде себе подобных.

Особенности формирования социальной философии в России

В рамках философской культуры до XIX столетия разрабатывается большинство социально-философских идей:

  • философское понимание природы и структуры общества (в учениях Платона, Аристотеля, Гоббса, Руссо, Сен-Симона);
  • философское понимание общественной истории (в трудах Аврелия Августина, Вольтера, Дж. Вико, Геродота, Фукидида, И. Гердера и др.).

Как пишет В. С. Барулин в своей книге «Социальная философия», только XIX столетие становится наиболее подходящим временем для конструирования социальной русской философии. Именно на данном этапе философия сделала решающий шаг в своем предметном самоопределении при помощи усилий четырех знаменитых философов-мыслителей: Гегеля, Маркса, Конта и Спенсера.

По признания великого русского мыслителя Зеньковского, вся русская общественная мысль историософична, поскольку на первом месте у нее стоит человек, вопросы его судьбы, предназначения, путях и смысле жизни. С этим также связано повышенное внимание к социальной проблеме, которое лучше всего прослеживается в решающем внимании к проблемам историософии.

Русская мысль постоянно обращается к вопросам о смысле истории. Подобную точку зрения разделяет и Бердяев, который в своей работе «Русская идея» давал оценку развитию национальному самосознанию и говорил о социальном характере русской философии следующее:

Замечание 1

«Когда в XIX столетии в России сформировалась философская мысль, то она стала социальной, моральной и религиозной. Это значит, что ключевой темой изучения была тема человека, его судьбы и истории».

Того же мнения придерживался и Франк, который утверждал, что философия истории и социальная философия – это две центральные темы русской философии. Он считал, что самое оригинальное и наиболее важное относится именно к этой области.

Более ранний период развития русской философской мысли затрагивать не стоит, поскольку социальная философия еще не выделялась в отдельный самостоятельный раздел философской науки. А если говорить о философско-исторической проблеме России, уместно начинать исследование философских идей с периода Древней Руси и таких произведений как «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха».

Вся русская социальная философия XIX и первой половины XX столетия направлена на поиск ответов касаемо смысла жизни, о месте и смысле существования России в мировой философии и культуре, а также о характере и предназначении русского народа.

Тема России – это ключевая тема в широком спектре прочих проблем русской философской мысли XIX и первой половины XX столетия. Это ведущая тема для большинства русских философов и писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Блока, Чаадаева, Хомякова, Тютчева и прочих.

Философский спор о России начинается с философических писем Чаадаева, в которых предоставлена скудная оценка русского настоящего и прошлого. Впервые «Философское письмо» Чаадаева нашло отклик в работе Пушкина, который писал: «Клянусь своей честью, я бы никогда не хотел поменять отечество или иметь другое историческое прошлое, кроме истории наших предков, такой, которой нам дал ее Бог».

Славянофилы и западники продолжили философский спор России. Как считал Хомяков, определяющим условием для сохранения жизнеспособности России является православие, которое есть отличительной чертой самобытности русской культуры.

Русская социальная философия XIX – XX столетия

Развитие философской мысли в России сперва происходило под воздействием антикрепостнической борьбы, а затем и буржуазной. Поэтому основной особенностью русской социальной философии на всех этапах ее исторического развития является острая политическая направленность, которая связана с призывом к преобразованию жизни общества и созданием условий, что будут оптимальными для реализации творческих способностей русского народа.

Другой особенностью социальной философской мысли России является господство в ней коллективной идеи. Ощущение нравственной свободы является необходимым признаком русской жизни и русского народа, который постоянно ощущает нехватку свободу в этой самой жизни.

С творчеством Радищева начался новый дворянский этап освободительного русского движения. Народ считался главной и основной силой грядущей революции, а также основой всей хозяйственной деятельности и создателем материальных ценностей. Белинский высоко оценивал идею прогрессивного развития сквозь отрицание старого новым. Он назвал эту идею законом исторического развития, без которого невозможно получить прогресс. Основной движущей силой истории Белинский считал народ.

Диалектика Огарева и Герцена призвана для соединения философии с социализмом, а также для того, чтобы доказать необходимость социальной революции. Герцен считал, что источником развития общества является совершенствование человеческих знаний и распространение их в среду народа.

Чернышевский утверждал, что общественная жизнь движется не по воле идеи, а на основе ее закономерностей. Он предпринял попытку вывести закономерности развития человечества их потребностей, свойств и качестве человеческой природы. Он стремился объяснить стремление людей и их историческое бытие. Именно с этой целью он изучает экономические интересы и отношения, что были присущи людям на различных этапах истории.

Основным критерием общественного процесса Михайловский считает всестороннее развитие личности. Он полагает, что общественная борьба – это борьба личности за свою индивидуальность.

Религия как основная идея русской социальной философии

Религиозная философия XIX – XX столетия стремится представить русского человека духовной индивидуальностью, что неразрывно связана с космосом. Соловьев развивает представление о человеке и его личности как внутреннее противоречивое существо, что совмещает в себе дух и тело, ничтожество и божество, основным смыслом жизни которого является преумножение нравственности.

Одной из важных сторон исторической мысли русского народа Достоевский видел в том, что только оставаясь народом-рогоносцем, он сможет принести примирение в европейские противоречия. Вслед за Соловьевым Бердяев поддерживал идею об особом пути России. Идея социального прогресса, согласно Бердяеву, допускает лишь одно поколение счастливцев, а христианство – все поколения. Бог и человек являются конкретными личностями, поэтому они оба – творцы.

Замечание 2

Бог и человек – это одно и то же, они тождественны, но в то же время остаются противоположными.

Представители неклассической русской философии являлись не славянофилами:

  • А.А. Григорьев;
  • Н.Я. Данилевский;
  • К.Н. Леонтьев,

которые отвергли взгляд на историю как единственный закономерный процесс развития универсальной человеческой сущности. Григорьев полагал, что в истории действуют народные организмы, которые имеют соответственное цельное значение, они существуют независимо друг от друга. Он считал, что каждый народ проходит три этапа развития:

  • этнографический;
  • государственный;
  • цивилизационный.

Леонтьев считал, что каждая личность проходит несколько этапов развития: детство, рассвет и старость. Но идею об особой миссии русского народа он не поддерживал. Для него смыслом истории является не религиозно-нравственное существование социума, а развитие эстетической стороны жизни.

Гумилев разработал концепцию этногенеза, что подразумевает зарождение новых народов. Он считал, что каждый народ, подобно человеку, проходит ряд возрастных фаз: подростковое буйство, становление, взросление и старение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :