В советский период отечественной истории (1917- 1991 гг.) получила ощутимую поддержку государства материалистическая традиция в русской философии.
В 20-гг. в Советском Союзе единственным течением философии становится марксизм, который обрел со временем статут официального учения. Советская философия со временем трансформировалась в «служанку политики».
Этому способствовали следующие факторы: отсутствие независимости и свободы интеллектуального творчества; жесткий контроль со стороны правительственной партии и государства; применение философии в качестве идеологического обоснования практики строя Советского Союза и перспектив его исторического формирования и развития.
Первый этап русской советской философии выпадает на период с 1922 - 1930 гг. Этот период характеризовался тем, что идеологические тиски уже существовали, но еще не были сжаты. Поэтому в рамках материалистической философии осталось место для споров и дискуссий. В то время для этого был разработан и создан философское издание «Под знаменем марксизма».
Тогда решалось множество проблем. Особое внимание уделялось взаимоотношениям человека и общества социальных и биологических факторов. Велись активные дискуссии касаемо марксистского понятия и представлений об азиатских методиках производства. Впервые в 1925 году была опубликована работа Энгельса под названием «Диалектика природы», в которой был систематически изложен диалектический материализм. Это было стимулом для философской полемики внутри партии и стало известным как спор между диалектами и механистами.
Механисты во главе с Бухариным подчеркивали материализм диамата при помощи диалектики, которую они воспринимали лишь как подсобный метод. Они защищали автономию естественных наук против диктатуры философии. В идее развития механисты подчеркивали эволюцию больше, нежели качественные скачки и революцию. Диалектики во главе с профессором Дебориным главной истиной и сутью марксизма именно материалистическую диалектику. В то время в 20-гг. в России работают знаменитые авторы и мыслители Бахтин, Лосев, Шпет, Выгодский, который создал культурно-историческую теорию развития психики.
Вторым этапом русской советской философии 1930 - 1953 гг. считается Сталинский период. Это время характеризуется теоретическим упадком, догматизацией марксизма и полной вульгаризацией. «Краткий курс истории ВКП(б)» вышел в свет в 1938 году, где в качестве одного из разделов была статья, посвященная диалектическому и историческому материализму. Она была провозглашена «вершиной марксистского философского мышления» и стала основой для преподавания философии и методологии познания науки. Вся философия в таком случае свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.
Этот период имеет несколько отличительных особенностей, которые присущи только ему. В эти времена:
Третий этап русской советской философии выпадает на период 1953 - 1991 гг. он характеризуется явным оживлением философской мысли, начиная с 60-гг. Хотя до этого с 1956 года философия преподается как самостоятельный предмет не только в университетах с гуманитарным направлением, но и в технических.
С 1958 года возникает еще один журнал на философскую тематику «Философские науки». Советские философы с конца 50-гг. принимают участие в международных философских конгрессах.
Русские советские философы стали знаменитыми во всем мире благодаря своим научным работам. В данных произведениях основное внимание уделяется таким темам и фактам: