Русская политическая философия


Русская политическая философия

Любое общество, любой народ или держава, которые показали свою пригодность к историческому существованию, основываются на особом идеале или центральной осевой идее. Доминирующий образ жизни в данной цивилизации, формы культуры, менталитета, экономической, социальной и политической организации, философии и религии, иначе сообразуются с данным идеалом.

Когда одни подвергаются разрушению, цивилизация и общество обречены на исчезновение или же на глобальную трансформацию. Исторический опыт свидетельствует о том, что как только обтачиваются культурные и духовные стержни, что являются опорой цивилизации, то можно говорить о ее разрушении и исчезновении. Любой строй может быть жизнеспособен, однако он эффективен только до тех пор, пока большинство населения сохраняет свою веру в его эффективность и законность.

Сущность русской политической философии

Существует некая парадигма, которая представляет собой мировоззренческую инфраструктуру, что характеризует время и пространство, общество и природу, человека, государств, свободу и рабство, зло и добро и прочее.

Определение 1

Парадигма – это система универсальных элементов, которые призваны обеспечить сохранение и воспроизводство социального опыта от поколения к поколению.

В определенные исторические периоды политические и общественные процессы осуществляются и разворачиваются в рамках особенных мировоззренческих парадигм, которые придают данным процессам определенную конфигурацию и предназначение. В отличие от природного комплекса, в котором прошлое постепенно умирает, в историческом процессе, напротив, некоторые события продолжают жить и в настоящем. Можно сказать, что общественный и исторический процесс характеризуется двойственной природой. С одной стороны, это эволюция, отрицание старого и развитие, а с другой – сохранение и перенос из прошлого в настоящее всего жизнеспособного. Исторически-общественная система может проявляться во многих своих аспектах, сохраняя при этом преемственность в других.

Только при наличии взаимодействия двух начал - творение и развития нового и сохранение преемственности с прошлым, можно говорить об общественно-политическом процессе и русской политической философии. Поэтому любая социальная, философская или идейно-политическая конструкция, которая претендует на объективное отражение общественных и политических реальностей, должна принимать во внимание оба начала. В противном случае ее попытки реализации чреваты непредсказуемыми и незапланированными последствиями, которые представляют угрозу основным ценностям и принципам. Суть трансформации, проявления и исчезновения сообществ людей и целых цивилизаций можно выразить в известной формуле Ницше «переоценка всех ценностей». Именно с ней связаны масштабные европейские трансформации, которые привели к смене цивилизаций античности.

Замечание 1

Данные рассуждения можно отнести к политическому миру, что характеризуется изменчивостью и динамичностью. Особое значение в данном контексте принадлежит тому факту, что политическая философия имеет множество измерений – структурное, социально-экономическое, социокультурное, функциональное, историческое, конфессиональное, концептуальное и прочие.

Для грамотного и правильного понимания политической мысли, политических процессов и феноменов, необходимо владеть соответствующим представлением обо всех этих измерениях и аспектах. Объединить их может мировоззренческое измерение, ключевым элементом которого является политическая философия.

Замечание 2

Гегель считал, что абсолютная идея, что является единственным предметом и содержанием политической философии, имеет различные формообразования. Стоит отметить, что их философское постижение формирует задачи для отдельных философских наук. К ним можно отнести: философия религии, философия права и история философии. Отдельной наукой является и политическая философия.

Особенности формирования русской политической философии

Политическая философия является рефлексией бытия, она возникает лишь при наличии некоторых необходимых подготовительных условий. Речь идет об утверждении и формировании самого политического мира, понятия политики в глубоком и широком смысле, а также понятий второстепенного порядка – власть, государство, свобода, право и прочее. Если этот тезис верен, то возникает необходимость вычленения мира политики как самостоятельной структуры человеческого социума.

О политической философии можно говорить как о самостоятельной сфере человеческой деятельности, рефлексией которой и выступает политическая мысль. Стоит отметить, что политический мир в буквальном смысле слова – это исторический феномен, что возник на конкретном этапе исторического развития в тесной взаимосвязи с вычленениями гражданского общества. Причем, как масштабы, так и содержание, политической мысли на протяжении всей истории подвергались существенным радикальным изменениям. Вследствие этого меняли и мировые трактовки русской политической философии, ее функций, компонентов и предназначения.

В данном случае вопрос стоит о том, чтобы не путать политические учения и накопление знаний с политической философией и социологией, хотя очевиден факт их взаимосвязи. Если зачатки политических идей возникли вместе с формированием самого государства, то политическая наука и политическая философия сформировались лишь в процессе вычленения мира политики. То есть той сферы, рефлексией которой являются данные дисциплины в качестве самостоятельного социума или области жизнедеятельности людей. Это подобно тому, как социология развивалась в русле ключевых тенденций и закономерностей становления гражданского общества, точно также и политическая философия возникает лишь по мере отделения политического мира от социальной, экономической и духовной подсистемы.

Необходимо отметить, что политическая философия как теория познания мира политики и как учение о политическом бытие. Одновременно затрагивая сферы философии и политики, она расположена в области пересечения политической и философской науки. С одной стороны, политическая философия – это общая часть философии. В качестве самостоятельного феномена она вышла из лона общей философии на определенном историческом этапе. А с другой стороны, она тесно взаимосвязана с политической наукой. Поэтому очевидно, что ее судьба тесно связана, как с философией, так и с политикой. Помимо этого, она имеет тесное соприкосновение и с политической социологией.

Замечание 3

Известно, что основное предназначение общей философии – это поиск и изучение истины о смысле и сущности самого бытия. Это можно применить и к политической философии. Она призвана для освоения скрытого принципа всего политического мира и его явленности. Политическая философия концентрирует внимание на основных аспектах и на самой природе феноменов политики.

Основные задачи русской политической философии

В целом, можно сказать, что основополагающие задачи русской политической философии – это поиск ответов на следующие ключевые вопросы:

  1. В силу каких причин можно применять политическую самоорганизацию общества?
  2. Какие существуют факторы, что определяют политическую самоорганизацию общества?
  3. Как формируются, сохраняются, изменяются и деактивируются основные политические системы и структуры?
  4. В какой степени политическую реальность можно изобразить в соответствующих понятиях и терминах?
  5. Насколько содержание политических терминов и принципов значимо для субъектов политики?
  6. Что конкретно лежит в основе права?
  7. Как грамотно совместить свободы и права отдельного индивида с его ответственностью перед правами коллектива и общества в целом?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :