Проблема человека в русской философии


Проблема человека в русской философии

Глубокий интерес к личности человека и его противоречивой натуре привели к тому, что русская философия открыла совершенно новую эпоху в мировой истории – эпоху психологического искусства. Западный реализм рассматривал человека как естественную часть социума и был ориентирован на изучение этой среды, а не самой личности. Русская реалистическая литература открыла в человеке духовную вселенную, которая стала основным центром внимания и изучения для философов.

Образ человека в философии Соловьева

Все представления о человеке, которые были высказаны Достоевским и славянофилами, у Соловьев получили онтологическую концепцию. Он акцентирует внимание на самом принципиальном моменте – на характер тех начал онтологии, сквозь которые философия объясняет сущность человека и его роль в мире.

Замечание 1

Философия в понимании Соловьева – это объяснение сущности и взаимосвязи Абсолюта, абсолютного мирового начала с земной реальностью. Соловьев считал, что главный порок западной философии заключается в том, что в качестве Абсолюта, в основе человека и целого мира выбирается абстрактное, одностороннее начало, же чистая материя или чистое мышление. в соответствии с вышеизложенным человек понимается как бездушный механизм или рациональное существо, над которым властвует абстрактное мышление.

Соловьев полагает, что в основе мира может быть только абстрактное начало, которое в себе синтезирует все творческие многообразные силы, что одновременно проявляются в человеке и природе. Благодаря этому предположению он обосновывает тот тезис, что выдвигали славянофилы. В своем существе человек является конкретным и органическим единством всех своих способностей, поскольку в основе своей сущности он не един с началом мира. В соответствии с той традицией, что положил в русской философии Достоевский, Соловьев акцентирует внимание на взаимосвязи человека и Абсолюта, и говорит о том, что она не только внешняя и формальная, а живая и творческая, позволяющая человеку стать творческим и активным элементом мира.

Именно в данном пункте наиболее наглядно виднеется отличие концепции человека, что сформировалось в русской философии XIX столетия, от тех суждений, что господствовали в западной философии:

  1. Философия Ницше гласила, что творческое раскрепощение человека и его личности достигается за счет отрицания Бога.
  2. Эта же цель в русской философии реализуется более сложным путем – за счет трансформации смысла, что вкладывается в понятие Абсолюта, Господа, а также усложнения представлений о взаимосвязи Бога и человека за счет придания в этой связи активности самому человеку.
  3. Глубокое единство исторического человека и Бога определило смысл Богочеловечества в концепциях Соловьева. Оказывается, что человеческое творчество в мире – это творчество самого Господа Бога. И наоборот, творчество Бога и спасение целого мира невозможно без творческой деятельности личности. Человек – это универсальное связующее звено между миром и Богом, его положение обусловлено всеми противоречиями его бытия.

Центральный элемент философской мысли и концепции Соловьева – это концепция всеединства. Ее ключевой смысл заключен в утверждении об абсолютном единстве и взаимосвязи всех элементов бытия, причем идеальное Всеединство подразумевается как онтологическое реальное по отношению к раздробленному и эмпирическому бытию современного мира.

Определение 1

Всеединство – это оригинальный конкретный Абсолют. Реальное бытие может существовать только в той степени, в которой оно причастно к этому абсолютному началу мира.

Можно подытожить, что Соловьев особый акцент делает на мистическом акте единения человека и Абсолюта, а также на том, что именно этот акт является источником всех сфер и культуры человеческой жизни. Поскольку наиболее адекватное выражение этот акт находит в религии, то можно сказать, что религиозная вера – это центральный элемент культуры.

В своей критике западной философии человека Соловьем подчеркивал, что ключевая мистическая философия должна минимизировать ложное представление материального и идеального, материи и духа. Особенно важно это учитывать при понимании человека: человек – это целостное бытие, в котором одинаковое значение имеет идеальная и материальная стороны. Эмпирический человек со всей его идеально-материальной конкретикой – это только основа для «подлинного» человека, которого каждая личность должна открыть внутри себя. Задача человека – это преображение и преодоление себя самого и окружающего бытия, а также прорыв к высшему мистическому состоянию подлинной любви, цельности и красоты.

Человек в истории и мире: образ человека в русской философии и искусстве начала XX столетия

Антропоцентрические мотивы, которые всегда господствовали в русской философии, в этот период становятся ключевыми. Дуализм, который внес Соловьев в понимание человека, был стремительно нейтрализован его последователями: человек, как духовно-телесная целостность был поставлен на один уровень с Богом и Абсолютом, он стал центром мироздания, который задает цели и пути развития мира.

Антропоцентрический характер наиболее остро и ярко выражен а работе Бердяева: «Бесконечный дух человека претендует на сверхприродный и абсолютный антропоцентризм, он сознает себя центром в замкнутой планетной системе, всего бытия, всех планов и миров». Утверждая абсолютную первичность человека, он полагает, что традиционное представление о Боге, что превосходит человека, - это трагическое заблуждение всего человечества.

Человек в своем сиюминутном состоянии является творческим центром мира, ничто, кроме страха перед самим собой, ему не помешает стать всемогущим существом, что управляет судьбами мира и отменяет мистический акт раскрепощения своей свободы и независимости.

Раннее творчество Ивана Ильина также в качестве основы имело коренную идею сверх национальной тождественности человека и Бога. Он писал, что божественное раскрывалось в пределах самого человека, оно находится внутри него. Именно человек, по его мнению, был сверхчувствительным корнем человеческого духа.

Особенно оригинальную концепцию человека создал Семен Франк, который был последователем Соловьева. Абсолютность человека и его ключевое положение в реальности невозможно обосновать, если считать духовную сущность человека ограниченной в пространстве и телом.

Франк доказывал, что:

  • ограниченность человека – не более чем просто иллюзия;
  • материальное существование человека, что ограничено во времени и пространстве – это только «вершина айсберга»;
  • человек в своей подлинной духовно-материальной ценности возвышается над временем и пространством и представляет собой срез мира;
  • душа – это не отрешенная замкнутая в себе субстанция, а субъективное «зеркало вселенной» или субъективное единство, что пропитано стихией духовной жизни и сформированного или переломного объективного бытия.

В процессе развития своей философской мысли Франк приходит к выводу, что все объективное бытие – это результат творческой активности, которая исходит из множества личностных начал. Он утверждает, что понятие «вещь» по отношению к понятию «личность» отводится на второй план.

Замечание 2

Франк считал, что мир – это совокупность творчески свободных и совершенно индивидуальных личностей, но ни в коем случае не совокупность материальных вещей.

Значение духовности человека в русском космизме

Представители религиозного направления русской философии в своем стремлении воздвигнуть человека в центр мироздания, делали упор на духовной стороне человеческого бытия и его активности в мире. Наряду с этим в русской философии стремительное развитие получило направление, в котором ключевые идеи о центральном положении человека и его личности в мире и его могуществе, что может переделать мир по законам свободы, опирались не на свободную интерпретацию религиозных концепций христианства, а на веру в мощность точной науки. Это направление получило название русский космизм.

Направление русского космизма предполагало, что творческое начало, благодаря деятельности которого мир возвращается к исходному всеединству и целостному состоянию, что было утрачено в начале времен, принадлежало человеку и его духовной деятельности в мире. На первый план выходит нравственно-религиозная сторона человека, основным предназначением которой является воссоздание духовного единства людей. Представители русской философии делали акцент на необходимости активной творческой деятельности на тем миром материи, в котором живет человек.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :