Представители русской философии


Представители русской философии

Русская философия – это уникальное явление, которое заключается в своеобразии философских идей, концепций, образов, что присутствуют в феноменах русской культуры.

Замечание 1

Многие историки полагают, что философская мысль зародилась в России еще во второй половине XVIII столетия. До этого времени государство не могло проводить свою собственную философию.

Специфика русской философии

Русская философия имеет свою специфику и ряд особенностей, которые присущи только ей. К ним можно отнести:

  1. Русская философия является особой сферой духовной жизни человека, которая сложилась относительно поздно.
  2. Она отличается генетической связью с Эллинизмом, истоки которого заложены в восточном (греческом) христианстве.
  3. Она проявляет глубокий интерес к народу и его духовной жизни.
  4. В русской философии особая роль отводится нравственности, а также силе правды и добра (Толстой, Достоевский, Тютчев, Соловьев).
  5. Ей присущ гносеологический реализм, когда человек и его личность не противопоставляются миру, но в то же время принадлежит ему полностью и не сомневается в его познании.
  6. Русская философия отводит огромную роль интуиции и чувственному опыту.
  7. Она развивает понятие соборности, когда сочетание свободы и единства многих людей на основании их общей любви к Божьему началу и всем абсолютным ценностям (Хомяков). Соборность – это противостояние индивидуализму Запада, который сводит личность к нулю, и сохраняет общину, что гармонично сочетает общественные и личные начала. Соборность подразумевает, что абсолютным носителем истины является церковь, но не духовенство или патриарх.
  8. Религиозность. Религиозный опыт – это основа для осуществления и воплощения в реальной основной задачи философии – разработки теории о мире, как о едином целом. К религиозным христианским философам и представителям можно отнести: Булгакова, Бердяева, Карсавина, Киреевского, Розанова, Несмелого, Соловьева, Федорова, Флоренского, Франка. Большинство русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке христианского мировоззрения (Булгаков, Соловьев, Флоренский).
  9. Русская философия имеет еще одну отличительную черту – создание и формирование в конце XVIII столетия такого феномена духовной общественной жизни, как художественно-философский комплекс.
  10. К недостаткам русской философии можно отнести: неотработанность, несистематичность, а также недооценка рационалистических концепций.

Специфика русской философии

Рисунок 1. Специфика русской философии

10 великих представителей русской философии

Русская философия является самобытным разделом мировой философской мысли. Она насчитывает множество великих представителей, которые оказали значимое воздействие на взгляды потомков, современников, а главное – на ход отечественной истории.

В центре внимания философов России оказываются не абстрактные представления, а религиозные и этнические проблемы, понятия справедливости и свободы, а также вопрос о месте и роли России в истории мира. Русская философия насчитывает множество представителей, которые внесли невосполнимый вклад в ее развитие, однако в данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных и значимых философов России.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.) в молодости был светским человеком, который к тому же был гвардейским офицером. Пушкин и другие знаменитые представители данной эпохи гордились знакомству с ним. Совершив длительное заграничное путешествие и выйдя в отставку, он стал вести такой образ жизни, что напоминал затворнический. Чадаев большую часть времени проводил в доме на Новой Басманной, поэтому его прозвали «Басманным философом».

Основной темой философских сочинений Чадаева являются размышления об исторической роли и судьбе России в цивилизации мира. Он был убежден, с одной стороны, что мы призваны для решения большей части проблем социального характера. А с другой, сетовал на то, что Россия была отлучена от мировых исторических процессов. Чадаев полагал, что основной причиной этого является православие, и считал, что все христиане обязаны соединиться под эгидой католической церкви.

Замечание 2

Ключевая цель русской философии по Чадаеву – это реализация Божьего царства на земле, которое он понимает как справедливое, единое общество. По его концепции действовали западники и славянофилы.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) был многогранным мыслителем: богословом, философом, поэтом, инженером, экономистом. Он пришел к идее особого предназначения России, когда разочаровался в цивилизации Запада. Со временем он стал лидером нового направления философской мысли, что позже обрела название «славянофильство».

Основной, и не оконченной, работой Хомякова является философское сочинение «Записки о всемирной истории», которое Гоголь назвал «Семирамида». Он считал, что каждый народ обладает особой миссией, в которой может проявляться любая из сторон мирового Абсолюта. По его словам, миссия России – это православие, а ее исторической задачей является освобождение мира от ее одностороннего развития, что навязано западной цивилизацией.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889 гг.) родился в семье священника, он проходил обучение в духовной семинарии. Современники говорили, что этот человек близок к святости. Однако его философские взгляды характеризовались материализмом. В 1862 году он был арестован, больше двадцати лет провел в тюремном заключении. Его главная работа, роман «Что делать» оказал огромное влияние на молодежь, особенно на Владимира Ульянова, что утверждал, что его роман «его глубоко перепахал».

Основная база этической концепции Чернышевского: «Индивидуум поступает так, как ему приятнее и выгоднее, он руководствуется расчетом, который велит отказываться от меньшей выгоды и удовольствия с целью получения большего».

Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) – это великий русский писатель, философские работы которого занимали всю жизнь. Со временем он отказался от творчества, и полностью посвятил себя религиозным и моральным вопросам.

Основное положение Толстого – это непротивление злу насилием. Он предполагал пацифизм, отказ от выполнения обязательств государства, а также строгое вегетарианство. Он отрицал необходимость государственных институтов, поэтому сходился с анархистами. Однако он считал, что упразднение страны должно пройти естественным путем.

Николай Федорович Федоров (1829–1903 гг.) – это основоположник русского космизма. Его философские взгляды изложены в книге «Философия общего дела». Федоров полагал, что основная цель человечества – это воскрешение людей, что когда-либо жили. Он принимал воскрешение не только в духовном, но и в физическом отношении на основании достижений науки.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921 гг.) полагал, что история – это борьба двух традиций, свободы и власти. Он считал основными двигателями прогресса не борьбу и конкуренцию за существование, а сотрудничество и взаимопомощь. Кропоткин был за дарвиновскую теорию, он интерпретировал ее как борьбу между видами, где победу получает тот, внутри которого царит помощь и понимание. Выводы свои он подкреплял примерами, что были взяты из животного мира и человеческой истории.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.) полагал, что основной смысл любви – это создание нового человека, в первую очередь, имея в виду, духовную, а не физическую составляющую. Он хотел объединить человечество на основании христианства, и считал, что путь к этому лежит через воссоединение разных церквей. Конечной целью истории для него была окончательная победа Добра и Богочеловечество. Ведущая роль в этом была отведена России.

Василий Васильевич Розанов (1856–1919 гг.) – это один из наиболее противоречивых философских мыслителей. Он считал, что загадка бытия – это основная загадка бытия, что рождается, то есть это загадка родившегося пола. Повышенное внимание Розанова к половым вопросам вызывало множество насмешек у коллег, а Лосев его даже прозвал «мастером половых дел».

В своей философской мысли Розанов представлял себя на месте «маленького религиозного человека», перед которым стоят самые серьезные вопросы. Именно проблема пола была для него самой серьезной и значимой темой.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.) – это великий ученый и самоучка России. В первую очередь, он прославился как основоположник космонавтики и пионер ракетной техники. Он отмечал, что ракета – это средство, а не цель. Циолковский считал, что человечество обязано освоить про космическое пространство, распространив свой разум по Вселенной. При этом говорил, что высшие жизненные формы «бессимптомно ликвидируют» низшие с целью избавления их от мучительных страданий.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945 гг.) – видный член партии кадетов, что входил в совет государства, он стоял у истоков образования Академии наук Украины и стал ее первым президентом. Он пользовался большим авторитетом в Советском Союзе.

Замечание 3

Главным достижением Вернадского, как философа, стало учение о биосфере, о совокупности всех живых организмов на планете, а также переход ее в стадию ноосферы и в царство разума.

Предпосылками к данному учению стало расселение людей по всей планете, создание единой системы информации, общенародное управление, а также вовлечение каждого человека в научную деятельность. Вернадский считал, что достигнув этой стадии, население планеты сможет рационально управлять природными ресурсами. Свои философские идеи касаемо этого вопроса он изложил в работе «Научная мысль как планетное явление».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :