Русская философия – это уникальное явление, которое заключается в своеобразии философских идей, концепций, образов, что присутствуют в феноменах русской культуры.
Многие историки полагают, что философская мысль зародилась в России еще во второй половине XVIII столетия. До этого времени государство не могло проводить свою собственную философию.
Русская философия имеет свою специфику и ряд особенностей, которые присущи только ей. К ним можно отнести:
Рисунок 1. Специфика русской философии
Русская философия является самобытным разделом мировой философской мысли. Она насчитывает множество великих представителей, которые оказали значимое воздействие на взгляды потомков, современников, а главное – на ход отечественной истории.
В центре внимания философов России оказываются не абстрактные представления, а религиозные и этнические проблемы, понятия справедливости и свободы, а также вопрос о месте и роли России в истории мира. Русская философия насчитывает множество представителей, которые внесли невосполнимый вклад в ее развитие, однако в данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных и значимых философов России.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.) в молодости был светским человеком, который к тому же был гвардейским офицером. Пушкин и другие знаменитые представители данной эпохи гордились знакомству с ним. Совершив длительное заграничное путешествие и выйдя в отставку, он стал вести такой образ жизни, что напоминал затворнический. Чадаев большую часть времени проводил в доме на Новой Басманной, поэтому его прозвали «Басманным философом».
Основной темой философских сочинений Чадаева являются размышления об исторической роли и судьбе России в цивилизации мира. Он был убежден, с одной стороны, что мы призваны для решения большей части проблем социального характера. А с другой, сетовал на то, что Россия была отлучена от мировых исторических процессов. Чадаев полагал, что основной причиной этого является православие, и считал, что все христиане обязаны соединиться под эгидой католической церкви.
Ключевая цель русской философии по Чадаеву – это реализация Божьего царства на земле, которое он понимает как справедливое, единое общество. По его концепции действовали западники и славянофилы.
Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) был многогранным мыслителем: богословом, философом, поэтом, инженером, экономистом. Он пришел к идее особого предназначения России, когда разочаровался в цивилизации Запада. Со временем он стал лидером нового направления философской мысли, что позже обрела название «славянофильство».
Основной, и не оконченной, работой Хомякова является философское сочинение «Записки о всемирной истории», которое Гоголь назвал «Семирамида». Он считал, что каждый народ обладает особой миссией, в которой может проявляться любая из сторон мирового Абсолюта. По его словам, миссия России – это православие, а ее исторической задачей является освобождение мира от ее одностороннего развития, что навязано западной цивилизацией.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889 гг.) родился в семье священника, он проходил обучение в духовной семинарии. Современники говорили, что этот человек близок к святости. Однако его философские взгляды характеризовались материализмом. В 1862 году он был арестован, больше двадцати лет провел в тюремном заключении. Его главная работа, роман «Что делать» оказал огромное влияние на молодежь, особенно на Владимира Ульянова, что утверждал, что его роман «его глубоко перепахал».
Основная база этической концепции Чернышевского: «Индивидуум поступает так, как ему приятнее и выгоднее, он руководствуется расчетом, который велит отказываться от меньшей выгоды и удовольствия с целью получения большего».
Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) – это великий русский писатель, философские работы которого занимали всю жизнь. Со временем он отказался от творчества, и полностью посвятил себя религиозным и моральным вопросам.
Основное положение Толстого – это непротивление злу насилием. Он предполагал пацифизм, отказ от выполнения обязательств государства, а также строгое вегетарианство. Он отрицал необходимость государственных институтов, поэтому сходился с анархистами. Однако он считал, что упразднение страны должно пройти естественным путем.
Николай Федорович Федоров (1829–1903 гг.) – это основоположник русского космизма. Его философские взгляды изложены в книге «Философия общего дела». Федоров полагал, что основная цель человечества – это воскрешение людей, что когда-либо жили. Он принимал воскрешение не только в духовном, но и в физическом отношении на основании достижений науки.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921 гг.) полагал, что история – это борьба двух традиций, свободы и власти. Он считал основными двигателями прогресса не борьбу и конкуренцию за существование, а сотрудничество и взаимопомощь. Кропоткин был за дарвиновскую теорию, он интерпретировал ее как борьбу между видами, где победу получает тот, внутри которого царит помощь и понимание. Выводы свои он подкреплял примерами, что были взяты из животного мира и человеческой истории.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.) полагал, что основной смысл любви – это создание нового человека, в первую очередь, имея в виду, духовную, а не физическую составляющую. Он хотел объединить человечество на основании христианства, и считал, что путь к этому лежит через воссоединение разных церквей. Конечной целью истории для него была окончательная победа Добра и Богочеловечество. Ведущая роль в этом была отведена России.
Василий Васильевич Розанов (1856–1919 гг.) – это один из наиболее противоречивых философских мыслителей. Он считал, что загадка бытия – это основная загадка бытия, что рождается, то есть это загадка родившегося пола. Повышенное внимание Розанова к половым вопросам вызывало множество насмешек у коллег, а Лосев его даже прозвал «мастером половых дел».
В своей философской мысли Розанов представлял себя на месте «маленького религиозного человека», перед которым стоят самые серьезные вопросы. Именно проблема пола была для него самой серьезной и значимой темой.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.) – это великий ученый и самоучка России. В первую очередь, он прославился как основоположник космонавтики и пионер ракетной техники. Он отмечал, что ракета – это средство, а не цель. Циолковский считал, что человечество обязано освоить про космическое пространство, распространив свой разум по Вселенной. При этом говорил, что высшие жизненные формы «бессимптомно ликвидируют» низшие с целью избавления их от мучительных страданий.
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945 гг.) – видный член партии кадетов, что входил в совет государства, он стоял у истоков образования Академии наук Украины и стал ее первым президентом. Он пользовался большим авторитетом в Советском Союзе.
Главным достижением Вернадского, как философа, стало учение о биосфере, о совокупности всех живых организмов на планете, а также переход ее в стадию ноосферы и в царство разума.
Предпосылками к данному учению стало расселение людей по всей планете, создание единой системы информации, общенародное управление, а также вовлечение каждого человека в научную деятельность. Вернадский считал, что достигнув этой стадии, население планеты сможет рационально управлять природными ресурсами. Свои философские идеи касаемо этого вопроса он изложил в работе «Научная мысль как планетное явление».