Развитие мировой философии – это единый и комплексный процесс, основные закономерности которого определяются ходом истории и напрямую связаны с определением новых проблем, что связаны и требуют философского осмысления.
История философии отличается неоднородностью, отсюда вытекает необходимость определения специфических качеств той или иной философской школы. Особое значение данная проблема имеет для России, поскольку ее культурное и историческое развитие всегда были характерны непредсказуемостью, и не укладывались в традиционные образцы и схемы. Долгие периоды застоя и упадка в истории России сменялись периодами политического, экономического и культурного рассвета. Это значительно отразилось и на развитии русской философии.
Русская философия является одной из немногих философий, которая отличается ярко-выраженным национальным характером, и во главе всего у нее стоят именно национальные проблемы и вопросы роли государства в мировом процессе философии. Русская философия весьма самобытна.
Основные особенности русской философии таковы:
Рисунок 1. Особенности русской философии
Что касается вопроса периодизации русской философии, то существует два отличительных мнения. Одни философы (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет) полагают, что независимая философская мысль сложилась в России только половине XVIII - начале XIX столетия. Они утверждают, что до этого времени Россия не могла создать собственную философию по причине своей отсталости. Другие русские философы (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) полагали, что русская философия, которая зародилась в X ‑ XI столетии, имела истоки во время принятия христианства.
Русскую философию можно разделить на два основных этапа:
Период предфилософии (XI – XVII столетие) можно охарактеризовать тесными и глубокими связями составляющих философского творчества с религией Древней Руси и идеями византийского христианства. В религиозных и исторических источниках этого времени можно выявить философскую проблематику.
Древнерусская философия – это совокупность идей, концепций и процессов философского порядка, которые содержались в памятках культуры XI – XVII столетия.
Первые элементы философской мысли, которые зародились в Древней Руси, были описаны в источниках Кирилла и Мефодия, что были известны как просветители славян. Кирилл давал такое понятие философии: это знание божественных и человеческих вещей, а также то, насколько человек может приблизиться к Богу (это учит человека своими делами соответствовать божественному образу).
Вместе с кирилло-мефодиевским вариантом философствования особое значение отдавалось Киево-Печерскому направлению, основные идеи которого были изложены в одноименном патерике. Патерик отошел от кирилловских традиций и нацеливался на аскетический вариант философствования. Философия тогда понималась как «умный процесс», который по всем параметрам превосходил невежественную и грубую философию. Настоящая русская философия отождествлялась с аскезой, а также превосходством божественного откровения над слабым разумом личности.
На формирование русской философии воздействовали не только зарубежные источники. Вместе с ними развивалась и отечественная мысль. Литературные памятки XI – XVII столетия содержат не только интересные факты гражданской истории, но и наблюдения о характере, особенностях и своеобразии созерцания людей тех времен. Рассматривая вопросы происхождения Руси, философы стремились объяснить причины природных явлений, исторических событий, их философского осмысления, вместе с этим они обнаруживают элементы рационального и теоретического мышления. Это четко можно просмотреть в работах Климента Смолятича, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Иллариона Киевского, Даниила Заточника и других.
Философия русского Просвещения XVII ‑ XVIII столетия охватывает период с середины XVII столетия и до восстания декабристов. Именно на данном этапе происходит становление светской философии: зарождается секуляризм, «петровское западничество», которое вырывает Русь от воздействия Востока, и создает особый национальный духовный мир – «Российскую Европию».
Философскими просветителями того времени были Ф. Скорин, А.М. Курбский, М. Смотрицкий, Феофан Прокопович и В.Н. Татищев. Типичной чертой Просвещения был гуманизм.
Однако в России он был представлен не в виде тенденции, что объединяет общество, а как поле борьбы. Это было связано с тем, что отношение к освобождению крестьян, в чем и содержался основной пафос гуманизма, было диаметрально противоположным у различных философских направлений.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) открыл классический период русского Просвещения, который доказал свою значимость и преимущество над западными кумирами, отстаивая при этом теорию двойственной истины и деизм. Он первым в России создал «храм любомудрия» и науки. Ломоносов создал правила изобретения вымыслов, а теория воображения открывала причины ошибок в области научного познания.
Позднее Просветительская эпоха – это период концепций Д.И. Фонвизина, М.М. Щербатова, А.И. Галича, С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского. Работы А.Н. Радищева стоят у истоков формирования радикально-демократического направления русской мысли. Основами его философии являются просветительская философия общественного договора, антимонархическая программа, власть закона и блаженство граждан, что связано с искоренением рабства. Именно Радищев создал уникальную традицию русской философии, ключом к которой было «правило сходственности», что гласит – все, что сказано о животных, можно сказать и о человеке.
Однако это не все этапы русской философии. Немаловажными периодами в ее становлении стали следующие:
Рисунок 2. Периодизация русской философии