Направления русской философии


Направления русской философии

Русская философия – это развивающийся процесс познания, который выражен в осмыслении учеными особенностей бытия и преобразования действительности. В работах отечественных философов нашли свое выражение идейные поиски народа, что богаты поучительной историей.

История русской философии

Русская философия, которая возникла и сформировалась в глубине веков, поэтапно развивалась в тесном взаимодействии с политическим, экономическим, религиозным, моральным, правовым и этическим сознанием народа. Вместе со стремлением отвечать требованиям высокой научности данная философия заключает в себе множество вариантов для поиска путей по достижению общественного блага.

Несмотря на связь с опытом христианской философии предшествующих других народов, древнерусская философия обладает оригинальностью и значительность. На сегодняшний день большинство философских историков, несмотря на примеры Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского, излагают историю отечественной русской философии не XVIII, а с X столетия. Это можно объяснить тем, что дата формирования русской философии перемещается учеными в глубину веков по мере изучения дохристианской религии, истории культуры, а также памятников литературы Древней Руси.

Современные историки считают, что философские элементы входят в мировоззрение наших предков еще до момента принятия ими христианства, иными словами до 988 года и до возникновения первым памятников письменности. Выявить содержание философии древней Руси до XI столетия очень сложно. Данная работа нуждается в реконструкции воззрений далеких предков, основываясь на изучении истории хозяйства, культуры, политической жизни, быта, верований и прочего. Изложение истории русской философии в наши дни принято начинать с анализа первых памятников литературы.

Замечание 1

Главенствующую роль в возникновении русской философии сыграла необходимость переосмысления исторического опыта русского народа и разрешение тех актуальных проблем, что стояли перед ним. Философия зарождена на Руси благодаря потребности пояснения устройства мира, целей возникновения и существования государства, человека и общества, а также из необходимости формирования принципов общения и социальной организации.

Основные направления и особенности развития русской философии

Первый период формирования и становления русской философии XI–XVII столетия имеет несколько названий: русская средневековая философия, древнерусская философия, философия допетровского периода. Отличительная черта данного периода – это отсутствие независимого статуса и вовлечение религиозного мировоззрения.

Второй период развития и становления русской философии сформировался в XVIII столетии. Тогда особое место принадлежало двум взаимосвязанным факторам, под воздействием которых развивалась не только философия, но и все духовное воспитание и культура того времени:

Секуляризация жизни общества и процесс европеизации Российского государства связаны с реформами Петра Великого.

Философия в это время отходит от схоластических образов и становится независимой от церкви. Основными сторонниками научного знания и русской философии Нового времени были: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Феофан Прокопович.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.) был основоположником материалистической традиции. Он выступал за эти позиции, как и другие материалисты того времени, он принимал и понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носила антиклерикальный и секуляризованный характер, он редко критикует невежество попов и деятельность церкви. Он стремится примирить теологическое и естественнонаучное объяснение мира, а также не отвергает роль творца Бога.

Замечание 2

Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) идеально знал философию запада, в том числе материализм Франции. После того как его известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» было опубликовано, он становится первым русским философом, который был за идею человечности, но не в нише религиозной философии, а в качестве основы светской общественной мысли.

Независимое и самостоятельное российское творчество берет свое начало в XIX столетии, которое является третьим этапов развития русской философии. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.) первый начал самостоятельное русское творчество. Основными мыслями в философии Чадаева стали философия истории и человека.

Следом за ним формируются два направления, которые являются абсолютными противоположностями значения и смысла русской идеи:

  • западники, которые тяготели к материализму и критиковали деятельность церкви;
  • славянофилы, которые основали религиозную философию России второй половины XIX столетия.

В завершении 60 - начале 70-х гг. XIX столетия в России формируется народническое мировоззрение. Его основная идея – это желание прийти к основам социализма, минуя при этом капитализм, с целью признания самобытности и развития России. Славянофильство продолжили почвенники, основной философской идеей которых было восприятие национальной почвы как основы духовного и социального развития России.

Этап конец XIX – первой половины XX столетия русской философии напрямую связан с формированием философских систем. Его характерными чертами были:

  • гуманизм;
  • антропоцентризм;
  • религиозный характер;
  • формирование русского космизма (теологического, мистического).

Этапы развития русской философии

Рисунок 1. Этапы развития русской философии

Основные направления русской философии конца XIX – начала XX столетия

С конца XIX столетия безусловной доминантой в русской философии стала ориентация на литературу, искусство, на гуманитарное знание, а также проблемы человека. Русская философия данного времени характеризовалась следующими направлениями.

Западничество и славянофильство противостояли друг другу. Тут активно развивались дебаты касаемо выявления путей будущего развития России.

Славянофилы (Ю. Самарин, Л. Хомяков, К. Аксаков) выступали за самобытный путь русского развития, независимо от Запада, который был заряжен рационализмом, индивидуализмом и раздвоенностью. Они критиковали Петра Первого за политику европеизации. Принципами развития общества в данном случае были самодержавие, народность и православие.

Западники, к которым относились П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин, развитие России связывали с усвоением исторических западных достижений. Западным путем развития считался путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом считалась католическая вера, которая могла воскресить русскую историю и православие.

Замечание 3

Марксизм (Г. Плеханов, А Богданов, В. Ленин) и материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) – это основополагающие направления русской философии конца XIX – начала XX столетия.

В тот период существовало два направления материализма: утилитарный и антропологический. Чернышевский, который исповедовал антропологический материализм, полагал, что все природное развивается от низшего к высшему, что человек является биологическим существом и частью природы. Познание истины, с его точки зрения, реализуется в логических и чувственных формах, которые отличаются лишь количественно.

Ядро этической доктрины Чернышевского - это теория «разумного эгоизма», в котором предпочтение отдается разуму, а не воле, а также просвещению совершенствований. Эгоизм в данной теории рассматривается как свойство природы, добро сводится к поведению, что было максимально полезным для большей части населения страны.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) представляет собой многоплановое явление, которое отражает всю сложность процесса развития России на рубеже двух столетий. Основная особенность марксизма – это его практическая направленность, которая связана с изменениями общественно-политического строя. Первым марксистом был Г. В. Плеханов, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи. В своих работах особое внимание он уделяет вопросам материалистического понимания истории, свободы, проблемам исторической необходимости, а также теории классовой борьбы.

Религиозная философия (Н. Федоров, С. Булгаков, В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский) отличалась такими основными идеями русской философии, как всеединство, соборность, а также абсолютная ценность личности. Соборность – это единство людей на основе любви друг к другу и к Богу.

Всеединство определялось в трех аспектах:

  • гносеологический – абсолютное единство трех видов знания: рационального (философии), эмпирического (науки) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается результатом познавательной деятельности, а не верой;
  • социально-практический – единство общества, государства и церкви на основе слияния протестантизма, католицизма и православия;
  • аксиологический – единство трех ценностей добра, красоты и истины при условии примата добра (абсолютная ценность человека в данном случае состоит в том, что он выше мертвой, слепой природы).

Основные черты русской философии

Рисунок 2. Основные черты русской философии

Русский космизм – это философское явление, которое зародилось в XIX столетии, он был интересен тем, что актуальными стали проблемы единства человека с космосом, космической природой и космическим масштабом человеческой деятельности.

Космизм активно выделялся в сочинениях ряда философов и ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, А. Л. Чижевского). Причинами возникновения данного направления русской философии стали ее особенности, которые стремились представить человека личностью, что обладает индивидуальностью, а не атомарным существом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :