Материалистические традиции русской философии


Материалистические традиции русской философии

Замечание 1

В России материалистическое направление в философии получило развитие с середины ХIХ в.. При этом в социально-политическом плане многие мыслители-материалисты разделили революционно-демократические убеждения.

Основными представителями данного философского направления стали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и пр. - революционеры-демократы, боровшиеся против самодержавия и крепостничества. Многие из них прославились как литературные критики и публицисты. Именно журнальная публицистика послужила формой пропаганды социально-политических и философских убеждений.

Многие идеи передовых русских ученых-естествоиспытателей смогли оказать большое влияние на развитие философии. Именно в их работах мы получили научное обоснование такой идеи, как материалистический подход к осмыслению общественных явлений, человека и природы.

Иван Михайлович Сеченов является «отцом русской физиологии», а также основоположником материалистического подхода для изучения различных психических явлений. Именно Сеченов положил начало многим экспериментальным исследованиям для изучения центральной нервной системы.

Чернышевский и эстетическая теория

Н.Г. Чернышевский пошел по пути соединения диалектики и материализма. Главными теоретическими источниками воззрений были диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. В философских трудах он рассматривал человека, как биологическое существо, и говорит о единстве законов общества и природы. Большое внимание Чернышевский уделил проблемам познаваемости мира. Огромное значение именно в процессе познания он придал практике. Так как практика была не только основой критериев истины, но и движущей силой и целью познания. Не смог признать вечные и отвлеченные истины, утверждая, что истина всегда конкретна, потому, что зависит от разных обстоятельств и условий. Данное положение Чернышевский показал на примере невозможности ответить без знаний определенной ситуации на простой вопрос «зло или благо дождь?».

Чернышевский разработал свою эстетическую теорию с материалистических позиций. В диссертационной работе «Эстетические отношения искусства к действительности» показал, что многие произведения искусства отражают жизнь в типических образах, критикуя теорию «чистого искусства». Также говорил, что: «искусство для искусства» идея столь же нелепая, как и «наука для науки» или же «богатство для богатства» .

Чернышевский признал самоценность искусства, и считал, что оно должно обязательно:

  • во-первых, быть реалистическим( правдиво отражать реальную жизнь);
  • во-вторых, служить нравственному совершенствованию человека и общественному прогрессу.

Основная категория искусства («прекрасное») рождена жизнью, именно прекрасное, существует в человеческой жизни и в природе.

Второе - развитие разных взглядов на общественный прогресс, на революционное развитие данного общества, который связан с определенным течением народничества.

М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин - теоретики анархизма

П.А. Кропоткин и М.А. Бакунин являются теоретиками анархизма, в их работах идея социалистического переустройства общества вышла на первый план. М.А. Бакунин представил общественный прогресс, то есть эволюционный переход человечества из природы в «царство свободы». Именно мышление, которое свойственно человечеству, на самых ранних этапах развития общества породило религию, что помогла возникновению государства.

Бакунин рассмотрел государство и религию - главное зло всего общества. Он считал основным препятствием на пути к построению социализма - государство, потому как смена форм приведет не к освобождению человека, а именно к замене лишь одной формы эксплуатации другой. Также они отрицали всю необходимость целенаправленной организации политической власти и права, борьбы трудящихся, ведь народ в разное время готов восстать. А восстание может перерасти в революцию, целью станет уничтожение всех видов власти и государства.

Представители анархизма

Рисунок 1. Представители анархизма

Г.В. Плеханов - теоретик марксизма

Г.В. Плеханов является теоретиком марксизма, основателем социал-демократического движения в России. Его основной заслугой является последовательное материалистическое понимание истории. Придерживаясь марксистской традиции, Плеханов утверждал о конкретной роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Он полагал, что изменения в производительных силах и изменения в производственных отношениях могут повлечь за собой перемены в верованиях людей, их чувствах и идеях.

Замечание 2

Особое внимание Плеханов уделил вопросу о личности в истории и роли народных масс. Народные массы он называл творцами истории. Он считал, что все выдающиеся личности смогут изменить «индивидуальную физиономию», а также частные последствия событий, и их направление можно определить развитием производительных сил. При этом роль многих великих людей состоит в том, что они раньше всех осознали общественные потребности и предвидели большие перемены, которые произойдут в обществе.

Ленин как продолжатель марксистской традиции

Развитие материалистических представлений в философии продолжил В.И. Ленин. Также развивает учение Маркса относительно к новому этапу социально-политического и научного развития.

Главным философским трудом Ленина является «Материализм и эмпириокритицизм». Он выступил против эмпириокритицизма – субъективно-идеалистического течения, развившегося в конце ХIХ – нач. ХХ вв., дал глубокий анализ достижений естествознания именно с позиции диалектического материализма. Изложил главные принципы диалектико-материалистической теории познания. В работе, Ленин рассматривал центральные философские категории – сознание и материя, обращался к анализу гносеологической стороны главного вопроса философии. Также он определил сознание как особенную функцию высокоорганизованной материи, то есть мозга, осматривает всю сущность сознания в отражении реального мира.

Главная особенности творчества Ленина:

  • связь диалектики с жизнью;
  • связь с общественной практикой;
  • связь с решением вопросов стратегии борьбы рабочего класса.

Важное место в его трудах занимают разработки диалектического материализма именно как теоретической основы революционной деятельности рабочего класса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :