Теория познания Платона


Теория познания Платона

Теория познания Платона

Замечание 1

Древнегреческий философ Платон считается одним из основателей идеалистической концепции в системе философского знания. Под бытием он понимал «эйдосы», или идеи, существующие вне пространственно-временного континуума.

Платон, чье настоящее имя Аристокл, является учеником Сократа, получивший свое прозвище за широкие плечи, широкоплечий. Казнь Сократа оказалась для Платона большим потрясением, после его смерти Платон отпраивлся в странствования на 12 лет. В этом путешествии Платон пережил немало непрятностей и даже был продан в рабство, но этот опыт позволил ему познать обычаи разных народов, познакомиться с разными людьми. По возвращению в Афины Платон основал школу, которая носила внерелигиозный характер открытого объединения учеников вокруг сколарха. В школе проходили лекции, велись диспуты.

Согласно теории познания Платона человек рождается наделенным необходимыми знаниями для познания мира. Он открывает для себя окружающую действительность припоминая все те знания, которыми он обладал до своего появления на свет. Человек в своей жизни должен познать вещи, но сделать он может только вспомнив смысл этих вещей. В диалоге «Тимей» рассказчик замечает, что проблема решения онтологического вопроса напрямую связана с решением вопросов гносеологических. Так как истинное познание возможно только в постижении бытия, а знание о вещах порождает только мнение. Необходимо отречься от чувственного познания вещей для того чтобы понять не частные вещи, а общие, и не вещи, а сам смысл этих вещей. Мышление по Платону это процесс припоминания. И лучшим способом для припоминания является диалектика.

Определение 1

По Платону диалектика — это процедура расчленения и соотношения вещей, построение вопросов и ответов так, чтобы они вели к истинному познанию вещей

Из теории познания Платона вытекают следующие свойства знания:

  • Знание не является чьим-либо мнением, это смысл вещей.
  • Знание не имеет ничего общего с ощущениями.
  • Знание и истина не одно и тоже.
  • Истина соотносится с ложью, но ложь указывает нам на то, чего по сути не существует, то есть на небытие.
  • Небытие невозможно познать, потому что его нет.

Познание осуществляется при помощи разума. "Ощупывая" разумом сущности, созерцая их человек познает их. Платон утверждает существование души и тела. Именно душа знает все задолго до вселения в тело человека. Она вспоминает все, что знала, обращаясь к эмпирическому опыту. Платон считает, что при познании необходимо полагаться не на органы чувств, а на душевные впечатления.

Диалог «Менон»

Замечание 2

В своих диалогах — совокупности работ, дошедших до нас в оригинале, которая получила название «Платоновский корпус», философ создает теорию, которая сопряжена с проблемами познания. Всего в корпусе насчитывается тридцать четыре диалога, которые дошли до нас. Двадцать три из них не вызывают сомнений в авторстве Платона.

Подробно об учении припоминания Платон повествует в диалоге "Менон". Герой диалога, платоновский Сократ, обучает мальчика геометрии необычным способом. Он предлагает мальчику фигуру квадрата, каждая из сторон которого равна 2 футам, и обращается к мальчику с просьбой ответить на вопрос: чему равна сторона квадрата, который вдвое больше этого? Мальчик комментирует следующим образом: сторона удвоенного квадрата должна быть удвоенная. Сократ увеличивает квадрат еще в два раза, площадь которого не восемь, а шестнадцать квадратных футов. Проводит диагональ в этом квадрате, квадрат построенный на этой диагонале и является искомым квадратом в восемь футов. Мальчик снова справился с заданием. Тогда Сократ приходит в заключению: "У человека, который не знает того, чего может не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает». Поэтому одним из основных методов обучения Платон считал не что иное как наводящие вопросы, ученик будет «черпать знания в самом себе". " Ведь явно, что она существует всегда, хотя и не всегда человек... А когда истина сущего всегда находится у нас в душе, то не бессмертна ли душа, так что, не зная теперь, т.е. не припомнив чего-нибудь, ты должен смело решиться исследовать и припоминать".

Отношение знания и бытия

Важным в этом диалоге русский философ Лосев отмечает не только раскрытие платоновской теории познания, но также и то, что отношение между знанием и бытием рассматривается как находящееся в некотором синтезе. Знание и бытие могут слиться воедино, а промежуточным звеном в это процессе является припоминание.

По мнению Платона душа перерождается не раз, и постоянно стремится к познанию. Она видела многое и на земле, и в преисподней, и мужественный человек, занимающийся наукой, припомнив что-то одно, что он знал до появления на свет, отправится на поиски больших знаний.

Таким образом, можно выделить следующие особенности теории познания Платона:

  • В диалогах речь идет о познании эйдосов, идей, при помощи разума, следует отречься от чувственного восприятия, для постижения истины.
  • Познаются не частные отдельные вещи, а все в единстве.
  • Для истинного познания необходимо «найти знания в самом себе», припомнить.
  • Диалектику Платон считает вершиной всех наук, именно на нее он возлагает все надежды в познании.
  • Наука должна носить теоретический характер, а эмпирический опыт делает ее менее значимой и целесообразной.
  • Можно говорить о существовании некоторого параллелизма между уровнями бытия и уровнями познания: от вещей к идеям, от ощущений к размышлениям.
Замечание 3

В своем знаменитом диалоге «Государство» философ приводит миф о пещере. Люди всю свою жизнь проводят в пещере, закованные и обездвиженные. Они сидят спиной к костру, за их спинами ходят другие люди, но они видят лишь тени на стенах пещер. Но не зная о том, что это всего лишь отбрасываемые тени и соглашаясь между собой, люди даже не имеют возможности осознать, что сильно заблуждаются. Следовательно, держаться за чувственное знание словно оставаться в пещере, закованным в цепи и видеть только тени от эйдосов.

Все, что подлежит познанию Платон в диалоге «Государство» подразделяет на два типа:

  • чувственно-воспринимаемое, подразделяемое на предметы и тени от них. Они соотносятся с верой и уподоблением. В синтезе они формируют мнение.
  • умопостигаемое, которое подразделяется на идеи вещей и постигаемые подобия (математические объекты). При помощи рассудка человек способен постигать идеи вещей и математические подобия. Мышление состоит из разума и рассудка, и благодаря именно им человек способен на познание истины.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :