Способность и стремление к неустанной познавательной деятельности - это одна из черт, отличающая человека от других живых существ. Человек умеет субъективно отражать мир, явления, процессы и предметы. То, как человек осваивает внешний мир является главным вопросом философской дисциплины гносеология или теория познания.
Теория познания занимается вопросами именно получения нового знания, поэтому религия и искусство не относятся к вопросам этой дисциплины. Вопросами теории познания являются: "Познаваем ли мир в принципе?", "Что есть истинное познание?", "Как человек познает истину?" и многие другие стали фундаментальными в этой области. И, начиная с античного этапа развития философии, ученые по-разному отвечали на эти вопросы.
Выделяют два вида познания - рациональное и чувственное. Под рациональным познанием понимают постижение вещей окружающей действительности с помощью чистого разума, в то время как чувственное познание предполагает опору на эмпирический опыт при исследовании того или иного объекта. Вопрос, какой же вид познания является главенствующим интересует философов много лет. В Новое время философы разделились на два лагеря - эмпириков и рационалистов, в зависимости от того, какой вид познания они считали главенствующим. В современной философии все больше исследователей считают невозможность отделения чувственного познания от рационального, и скорее идет речь о многослойности этих процессов и взаимовлиянии.
Выделяется два уровня рационального познания:
С современной точки зрения разум и рассудок выражаются в проблеме рациональности. Рациональность имеет несколько значений:
Изучение рациональности предполагает поиск ответов на вопросы "как возможен разум?", его формы и границы познания.
В узком, специальном понимании рациональность синонимична организованности, системности, значимости.
Более широкую точку зрения предложили представители сциентизма, считающие что «научный разум» - характерный для познавательной деятельности в сфере естествознания — эталон любой познавательной деятельности.
Вопрос какой же вид познания является истинным — чувственный или рациональный — интересовал ученых много веков. Особенно этот вопрос получил яркое освещение в трудах философов Нового времени, 17-18 века. При изучении рационального познания стоит упоминания французский философ Рене Декарт. В своем труде «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» философ подымает вопросы об эффективном применении разума. И именно чистый разум по его мнению, без примесей чувственного опыта, способен приблизить человека к истине. В своем труде Рене Декарт выражает идею о том, что недостаточно иметь просто хороший ум, необходимо хорошо применять свои способности. Роль разума выражается в его знаменитом афоризме «Я мыслю, следовательно, я существую», к которому, по легенде, он пришел, участвуя в тридцатилетней войне. Он оказался в баварской деревушке и, спасаясь от холода, в заброшенном доме он спрятался в печь. Оказавшись в полной темноте, почти в беспамятстве, он практически слился с охватывающей его пустотой, он начинал сомневаться в своем существовании. И только разум, мыслительная деятельность говорила об обратном.
Под формами рационального познания понимают виды отражения окружающего мира с помощью абстракций.
Понятие, суждение и умозаключение — три основные формы таких абстракиий. К более сложным формам рационального познания относят проблему, гипотезу,теорю и пр.
Понятие — это форма рационального познания, которая позволяет человеку исследовать окружающий мир, отражая его свойства. Понятие формируется на основе признаков объектов. Признаки должны быть существенными и необходимыми по отношению к предметам. Признак объекта позволяет выделить и зафиксировать внимание на конкретном предмете. Понятия выражаются в словах и словосочетаниях и служат как для познания нового, так и для коммуникации с другими людьми, с целью обмена опытом и знаниями о мире.
Понятия - подвижные, гибкие, взаимосвязанные элементы, отражающие диалектику действительности.
Суждение состоит из совокупности понятий, и делает вывод о том, достоверно ли эти понятия соотносятся с изучаемым объектом. В зависимости от того, как успешно были проведены познавательные операции суждения могут быть истинными или ложными. Если понятие выражено словами и словосочетаниями, то суждения выражаютя уже предложениями (повествовательные содержат открытое суждение, вопросительные — скрытое).
Истинные суждения состоят из следующих трех элементов:
Умозаключение — форма мыслительной деятельности, позволяющая человеку получить новое знание, на основе полученных понятий и суждений. Понятия и суждения формируют фундамент для умозаключений. Такой способ получения знаний называют опосредованным в отличие от непосредственного получения знания из чувственного познания. По сути, умозаключение предполагает получение нового суждения на основе уже имеющихся суждений.
Умозаключение состоит из посылки, заключения и выводов.
Посылки — это уже имеющиеся суждения
Заключение — полученное логическим путем новое суждение.
Вывод — это процесс движения человеческой мысли от посылок до заключения.