Развитие различных философий в Античности совпадает «с открытием человеком себя в мире, своего места относительно окружающего, то есть, с субъектно-объектным раздвоением мира». Одним из первых, кто начал рассматривать проблему познания как основополагающий вопрос философа и философии, был Гераклит Эфесский, который утверждал, что всем людям свойственно познавать себя и мыслить.
Так, в рамках рационализма, формировались различные концепции познания, совместными положениями которых стали следующие идеи:
В общем, для большинства древнегреческих философов основным мотивом творчества стала идея о том, что, только получая все новые и новые знания, индивид может называться настоящим человеком. Тот, кто не стремился к знаниям, считался близким к животным и за это вызвал презрение. В соответствии этого существовало разделение людей на «достойных» и «недостойных».
Считалось, что первые проводят жизнь добродетельно, вторые грешно: «... Достойные люди действуют познанием жизни и все делают совершенно, так как ведут себя мудро, разумно и во всем добродетельно». Подобная элитарная установка, по мнению Г. Огарева, сформировалась под влиянием быстрого прироста знаний в тот период, когда основным требованием к образованной личности стало наличие стремление постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж.
Так, по Гераклиту, в мире «все едино: делимое и неделимое, рожденное нерожденное, смертное, бессмертное, логос вечность, отец сын, бог справедливость». По мнению Анаксагора, все, что находится в едином космосе, не отделено друг от друга: «... и не отсечено топором ни теплое от холодного, ни холодное от теплого». На вопрос “Что такое единственное” Платон отвечал так: это потенция всех вещей, если бы ее не было, то ничего не было, не существовал бы и ум, первое и комплексное жизни. В своих философских поисках первоэлементов, натурфилософы пытались рационально объяснить происхождение мира, постепенно отказываясь от характерных для мифологии персонификаций и образа «порождение». Как отмечает П. П. Гайденко, на место «порождения» становится «Причина», которая постепенно расщепляется на четыре различных виды. Так, Аристотель выделяет материальную причину: «то с чего?», «или кто родил»; формальную причину: «то, почему, или форму», по образу чего родил; действующую причину «то, откуда начало движения», или кто родил; целевую причину: «то, ради чего», или зачем родил.
Вывод первопринципов и веру в их оправданность можно считать актом рационализации. Следовательно, античность была первой в истории человечества попыткой рационального осмысления мира, рационалистического подхода к действительности.
Как отмечает Б. Рассел, любые точные расчеты имеют дело с идеалом, который противостоит чувственным объектам. Естественно он сделает еще один шаг, чтобы доказать, что мысли благородные за чувство, а объекты размышлений более реальны, чем объекты чувственного восприятия. Такой шаг был сделан преемниками Пифагора, которые считали, что ощущения субъективны, а потому отражают не реальные вещи.
Они являются переменными и имеют отношение к материальному, так важны лишь для существования тела как устойчивого субстрата высшей жизни. Опыт базируется на ощущениях, поэтому он также является изменчивым, неустойчивым, разносторонним и разнородным. В противоположность ему, ум возвышается к нематериальному, идеальному, духовному, а затем становится той рациональной опорой, на которую можно положиться. По мнению античных мыслителей, истина не имеет недостатков, она вечна и неизменна: ей не грозит непостоянство чувственного мира. Поэтому мир опыта можно контролировать, стабилизировать и упорядочить только через закон разума.
Античный культ разума предусматривал веру в его божественную природу, познание которой приближало человека к высоким духовным и интеллектуальных высот. Так, по учению философа Прокла Диадоха, человек имеет несколько тел, самым высоким из которых есть душа; выше всех душ - интеллектуальная природа; выше всех интеллектуальных субстанций - единственное. Другой философ, Гераклит, часто говорил: «Я искал себя», утверждая, что был ничьим учеником, потому что «выспросил все в самого себя» и узнал все от себя же. Он считал, что мудрость состоит только в одном: признать разум как то, что управляет всем с помощью всего.
Платон рассматривал человека, прежде всего, как разумное существо, подчеркивая, что он - это не тело, а душа, к лучшей части которой относится познания и понимания. Мыслитель считал, что тот, кто созерцает разумную часть души, познает все божественное - и поэтому лучше всего познает самого себя. Ум и душа трактовались, в первую очередь, не как субъектно-человечески, а как объектно-космические. Как отмечал в своих трудах А. Ф. Лосев, считалось, что космический разум направлял идею космоса, а не личность, он действовал сознательно и целенаправленно.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) был учеником Платона и учителем – Александра Македонского. Он основал в Афинах собственную философскую школу – Лицей.
Аристотеля не удовлетворило идеалистическое определение бытия Платона, при помощи которого нельзя составить и объяснить строгое знание о движении и изменении чувственного мира. Аристотель говорил, что ошибкам Платона он приписал идеи самостоятельного существования, отделив их от чувственного мира.
Рисунок 1. Теория познания Аристотеля
Он создал учение о четырех первопричинах или первоначалах всего существующего: