Познание в философии Спинозы


Познание в философии Спинозы

Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) исследовал преимущественно этические проблемы. Гносеологическим аспектом рационализма мыслитель занимался более детально. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод Декарта для построения своей основной работы «Этика», которая состоит из дефиниций, аксиом, теорем, доказательств. А поскольку в этой работе изложены не только этическое учение, но и учение о субстанции и о познании, то можно сделать вывод, что математическую рациональность Спиноза признавал принципом построения всего сущего.

Замечание 1

Важная философская заслуга Спинозы — это подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.

При этом предметом философских исследований Спинозы были:

  • теория познания;
  • этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Б. Спиноза перенял учение Декарта о субстанции как абсолютную и безусловную вещь, которая для своего существования не нуждается в других вещах. Он отверг построение французского мыслителя, включавшее абсолютную субстанцию - Бога и две производные субстанции - телесную и духовную. Сочетание «производности» и «субстанции» таит в себе, по его мнению, противоречие.

Спиноза признавал одну субстанцию - Бога, а декартовские производные субстанции он трактовал как его атрибуты, такими атрибутами он считал протяженность и мышление. Спиноза преодолевает дуализм Декарта, но при этом появляются новые проблемы. Бог, атрибутом которого является протяженность, тождественен природе; природа - это Бог в вещах. Итак, Спиноза является пантеистом, продолжая в этом смысле традицию М. Кузанского и Дж. Бруно.

Все сущее, поскольку оно существует в Боге и через Бога, по мнению Спинозы, проникнуто абсолютной необходимостью. Свобода состоит в осознании этой необходимости. Тела и мысли для Спинозы является модусами (конечными образованиями) двух атрибутов субстанции - протяженности и мышления, они порождены Богом.

Отсюда вывод: «порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей». Иными словами, в природе Бога, который сочетает протяженность и мышления, следует искать причину того, что математические конструкции мира соответствуют реальной структурности этого мира. А поскольку душа человека, за Спинозой, является частью бесконечного разума Бога, то и для нее порядок идей соответствует порядку вещей. Так он объяснял совпадение математических истин человека и онтологической структуры мира.

Толкование свободы Бенедикта Спинозы

Свобода является одним из признаков человеческой экзистенции, поэтому неудивительно, что философы уделяли и уделяют ей большое внимание. Не обошел эту проблематику в своем творчестве и Бенедикт Спиноза. Именно ему принадлежит толкование свободы как осознанной необходимости. Свободной, согласно ему, есть только субстанция, то есть Бог, поскольку только он один является причиной самого себя. Человек не имеет свободы воли, однако это не значит, что человек не имеет свободы. Свобода человека, по мнению Спинозы, заключается в осознании отсутствия собственной свободы воли и одновременно в обуздании аффектов для того, чтобы познавать Бога.

Раскрывая вопрос свободы, Спиноза выделяет и свободу философствования как одну из разновидностей воплощения свободы человека в государстве. Ему принадлежит одно из первых в истории мировой философской мысли подробное и глубокое обоснование необходимости свободы слова, которую он называет свободой философствования. Согласно Спинозе, свобода философствования - это право свободно выражать свои мысли. В процессе подробного исследования концепции свободы философствования можно было бы сосредоточиться только на политической философии Спинозы.

Однако нельзя рассматривать концепцию свободы философствования без рассмотрения ее корреляции с концепцией свободы; раскрыть концепцию свободы философствования Б. Спинозы можно только благодаря исследованию общей философской концепции этого философа, а не только его социально-политических взглядов. Для полного раскрытия концепции свободы философствования особенно важным является установление соотношения между концепциями свободы и свободы философствования.

Проблематика свободы занимает важное место в философии Б. Спинозы. В частности, Бертран Рассел называет части «Этики», а именно - «О человеческом рабстве и силу аффектов» и «О могуществе разума и человеческой свободе», в которых нарушаются проблемы человеческой свободы, наиболее интересные и одновременно одни из самых противоречивых.

Спиноза был одним из первых философов, кто рассматривал свободу как познанную необходимость, хотя в его трудах такая дефиниция свободы не встречается. Концепция свободы у Спинозы тесно связана с его метафизикой, а затем и с этикой, ведь совершать морально, согласно Спинозой, значит поступать, понимая свою природу.

А одной из основных нравственных задач человека является свобода от действия аффектов. В споре об универсалиях номиналисты утверждали, что универсалии – это только имена вещей (номины), а вещи первичны сами по себе.

Универсалии по Спинозе:

  1. «Плохие» - понятия цвета, вкуса, холода, тепла, заслуги и греха, добра и зла, пустоты, порядка и хаоса, бога как личности, красоты. Это все субъективные порождения нашего сознания, иногда полезные, а чаще дезориентирующие и вредные.
  2. «Хорошие» - понятия, которые получены при помощи рациональной интуиции. Сюда он относил понятие субстанции, «самоочевидные определения», а также простейшие следствия из них (к примеру, положения математики).

Гносеология Спинозы

Последователем Декарта в гносеологии был и Б. Спиноза. Исходные понятия своей философской концепции (субстанция, атрибуты, модусы и др.), полученные как будто с помощью интеллектуальной интуиции, Спиноза рассматривал, с одной стороны, как результаты знания, а с другой - как предпосылки, из которых с помощью дедуктивного метода можно выводить новые, более частные выводы, то есть расширять знания. Таким образом, интеллектуальная интуиция дополняется у Спинозы дедукцией, причем, только вместе они могут дать полное, законченное знание истины.

Гносеология Спинозы

Рисунок 1. Гносеология Спинозы

Замечание 2

В целом Б. Спиноза в теории познания был материалистическим рационалистом. Познание он разделял на два основных вида: чувственное и рациональное. Чувственное познание он считал неистинным, смутным, изменчивым, а рациональное - истинным, ясным и четким.

Спиноза учил, что через посредство чувственного опыта можно получать только представление о поверхностные свойства единичных вещей и внешних причин их существования. А суть единичных вещей, необходимую связь конечных модусов с субстанцией могут быть опознаны только с помощью разума. В чувственном познании Спиноза видел только вспомогательное средство для ума, а источником истинного познания он считал оторванным от чувственного опыта ум (но по уму стоит не Бог, как у Декарта, а природа, материя).

Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:

  1. «Познание в чистом виде» (интуитивное познание), которое исходит из разума человека и не зависит ни от каких-либо внешних причин, — высший вид познания.
  2. Познание, полученное как деятельность разума (логических операций, размышлений), - второй уровень, менее истинный.
  3. Чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе – это полученное данным при помощи знаний недоказуемо, недостоверно, поверхностно и неполно; оно не играет при получении истинного знания большой роли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :