Познание в философии софистов


Познание в философии софистов

Замечание 1

Человек как проблема философии впервые была осознана софистами (с древнегреческого - «мудрецы») - идеологами древнегреческой демократии.

Этимология и общее понятие софистики

Сначала софистами называли всех, кто посвящал себя духовной деятельности, или того, кто знал в какой-то учености или премудрости. Только с конца V в. до н. е. значение слова "Софист" стало более узким, потому что соответствовало иной ситуации. Появилась потребность в преподавателях философии и риторики, в популяризации научных знаний. Таких учителей и стали называть софистами. Потребность в них была вызвана необходимостью научить молодежь мыслить и говорить (в условиях развития античной демократии), чтобы принимать активное участие в политической и общественной жизни и достичь карьеры. Учили же софисты всему на свете: физике, астрономии, математике, поэзии, музыке и даже военной деле.

Вместе с софистами появляется в античной философии скептицизм. Почва для скептицизма была подготовлена предыдущим развитием греческой мысли. Численность точек зрения на сущность мира вызвала сомнение относительно права каждой из них называться единственно правильной. Тем более это касалось "мнимостей".

"Мнимое" каждый мыслитель просто отвергал как естественно ложно. Софисты сделали простой вывод: нет вообще никакой объективной истины, а есть только ее подобие, видимость, и высшим из человеческих искусств является искусство совершать такую видимость, вызвать у других убеждения. Именно этим можно объяснить знаменитое положение софиста Протагора: "Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию несуществующих".

Замечание 2

Софисты первыми осознали противоположность мира и человека, объективного и субъективного. Устами Протагора (480-410 до н. э.) человек был провозглашен «мерилом всех вещей».

Софисты как профессиональные «учителя мудрости» были закономерным порождением демократии, развитие которой обусловил потребность в интеллектуалах - профессиональных ораторах, политиках, судьях. Обучение мудрости они превратили в социальное занятие, которое оплачивалось.

Исторически сложилось два определения софистики:

  1. Учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 века до н.э. школы софистов - философов-просветителей, которые тяготели к релятивизму, первых профессиональных учителей по их общему образованию.
  2. (греч. soplnsma - измышление, хитрость) – это преднамеренное применение в доказательствах и в споре ложных аргументов, которые основаны на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Основные черты софистики

Софистов называют древнегреческими просветителями. Как и просветители XVIII в., они вынесли на суд разума традиции, верования, моральные принципы общества. Критически оценивая и анализируя их, они способствовали их упадку, релятивизировали и разоблачали их сакральность, приближая одновременно кризис и самой полисной демократии. Софисты отказались от построения натурфилософских систем, главное внимание уделяли анализу познавательных и оценочных способностей человека. Учитывая относительность чувственных данных (одна и та же вода разным людям и даже одному и тому же человеку может показаться и теплой, и холодной), их зависимость от состояния органов чувств, софисты доказывали невозможность получения достоверных и общезначимых знаний о вещах. А основной задачей философии считали не приобретение знания о мире, а воспитание людей, обучение их жить.

Отрицание истины привело софистов к релятивизму, который утверждает, что всякое знание относительно и неординарно, и субъективизма, согласно которому знание зависят от человека. Однако, основываясь на этих позициях, нельзя сокрыть общепринятой философской системы. Поэтому софисты ее и не оставили. Протагор даже предлагал решать вопрос истины методом голосования. Однако ложно знания, если его даже признают все, никто не станет истинным, поскольку, кроме согласия людей относительно его истинности, нужно еще «согласие» предмета, с которым соотносится знания.

Характерные черты софистики включают в себя:

  1. Стремление проверить все на практике, доказать логически неправильность или правильность той или иной мысли.
  2. Критическое отношение к окружающей действительности.
  3. Отрицание старых привычек, традиций, основанных правил на недоказанном знании.
  4. Неприятие основ традиционной, старой цивилизации.
  5. Стремление доказать условность права и государства, их несовершенство.
  6. Субъективизм в суждениях и оценках, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что существует лишь только в мыслях человека. Нужно подчеркнуть, что в философии софистов человек часто рассматривается как единственное бытие.
  7. Восприятие общих норм морали не как абсолютной данности, а именно как предмет критики.

Познание в философии софистов

Эволюция «физикалистской» исследовательской программы завершилась системным гносеометодологичным кризисом в ее развитии. Сущность этого кризиса заключалась в том, что основные понятия «Физики» в силу более углубленного осмысления их сторонниками и создателями этой научной традиции с познавательных позиций этой же традиции изменили характер своего содержания на противоположный - и в итоге нашли не то, что было объявлено целью поиска в начале познания.

«Физика» с момента своего возникновения двигалась от признания истинно сущем неким универсальным и безотносительным единством, а пришла в итоге к признанию истинной индивидуально-относительной множественности, которая воспринимается чувственно. То есть, то, что было принципиально важным для «физики» в ее исходном пункте, то, из чего она возникла, отличая себя от поверхностного восприятия обыденного сознания, применялось на последних этапах ее развития и превратилось в на ее глазах в исключительно мнимое. И наоборот, то, что в начале ее пути считалось малозначимым, в итоге превратилось в то, что является истинным.

Причем этот результат стал не итогом заблуждений, ошибок в реализации исследовательской программы, а наоборот, был единственным логическим следствием последовательной, неуклонной реализации этой познавательной программы: от кредо Фалеса «все одно» натурфилософ пришел к кредо Анаксагора «все есть все». Неумолимая логика познавательного процесса переместила множественность, которая воспринимается чувственно и соответствующее ей сознание с трудом заметной периферии познания в центр мировоззрения и мировосприятия, превратив ее таким образом в незыблемый принцип, в своеобразную новую точку отсчета для познания. Произошло то, что называется в науке «прерыванием непрерывности», переход в новое качество.

Сократ сделал попытку восстановить общее в области открытой самими же софистами - в человеческой субъективности. При этом софисты остановились на уровне чувственности, которая по природе не устоялась (отсюда их скептицизм и релятивизм и). Сократ открыл область разума, где отношение между понятиями регулируются при помощи логик.

Антропологические основания философии познания

Рисунок 1. Антропологические основания философии познания

Логика и понятие более надежная опора для истины, чем сама чувственность. Можно расходиться в эстетических вкусах, а также дискутировать о правовой и моральной оценке определенного поступка, но легко прийти к общему согласию в толковании идеи прекрасного, справедливого и добра. Например, математические истины, которые добыты именно на этом пути, не вызывают уже сомнения. При помощи Сократа и ряда его последователей удалось преодолеть субъективизм и релятивизм софистов, вернуть всеобщий ряд идей в их законное место в философии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :