Рациональное познание – это осознание основных характеристик и связей нашей реальности, которые находятся за границами чувственного и эмоционального опыта.
Многие ученые характеризуют данную деятельность как основную область мышления в самом понятном для каждого человека смысле этого слова, благодаря которой происходит осмысления предметности любого рода.
В общем ученые определяют три основные разновидности рационального познания:
Традиционно этот вид человеческого познания тесно ассоциируется с деятельностью логического мышления, которое можно наблюдать в науках математического цикла и технических дисциплинах. Здесь в роли предмета выступают абстрактные объекты, а также природная и социальная реальность.
Науки, которые имеют прямое отношение к логико-понятийной рациональности, практически не задаются метафизическими проблемами.
Логическое мышление - это точная и опосредованная языком, а на своих высших ступенях - обоснованная и смыслопорождающая деятельность человеческого сознания.
Проблема логических категорий достаточно многогранна, имеет давнюю историю обсуждения, так как впервые она была поставлена Платоном. Тогда мудрец смог выделить пять "главнейших" видов идей:
Важнейшее отличие указанных категорий от всех других общих понятий - это естественная саморефлексивность.
Суть этого явления заключается в том, что логическое не приятие категории всегда утверждает ее же. По утверждениям ученых, отрицание необходимости автоматически претендует на наличие этого критерия. Однако критерий указанной саморефлексивности оказывается недостаточным для отделения логических категорий от таких понятий, как "язык", "слово" и "точность".
Гносеология – это раздел философии, который полностью посвящается и базируется на теории познания, изучая его источники и пределы.
Основная проблема данной области науки заключается в вопросе о принципиальной познаваемости мира: может ли человек познать бесконечный мир во всей полноте его многообразия? Ответ на этот вопрос пытались найти многие философы и ученые, однако ответ по сей день остается неоднозначным.
Приверженцы гносеологического оптимизма утверждают, что мир принципиально познаваем, хотя указывают на сложности познания и относительность истины, которая является его результатом. Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в надёжности истины, в достоверности значительной части знаний, получаемых человеком.
Направление в философии, которое отрицает возможность познания, называется агностицизмом, а приверженцы данного течения утверждают, что мир принципиально познаваем.
Рисунок 1. Формы рационального познания
Рациональные уровни познания невозможны без чувственного понятия, так как эти два критерия взаимосвязаны и образуют единое целое. Отвлеченные абстрактные идеи опираются на обобщенный полученный в течение всей жизни опыт людей, однако истинное знание невозможно без рациональной переработки информации.
На сегодняшний день философы выделяют такие формы рационального познания:
К категории основных умозаключений иногда относят гипотезы, теории, методы, которые возможно поделить на две группы: индуктивные и дедуктивные умозаключения. Каждая из этих категорий важна и значима и с точки зрения мыслительных процессов помогает человеку осознать высшую степень познания.
Применение в рациональном познании только теоретических способов не дает объективного отражения исследуемого явления, так как такой метод способен только выстроить некую абстрактную модель.
Теоретические и эмпирические методы рационального познания возможны в единстве и взаимодополнении.
Рисунок 2. Уровни рационального познания
Два основных уровня рационального познания удачно включают в себя необычные и уникальные в своем роде методы исследования объектов: идеализация и формализация.
Вышеуказанные уровни были разработаны для создания абстрактных образов благодаря использованию логического мышления. В науке они часто используются для создания формул, которые точно описывают те или иные реальные явления.
Данные критерии основаны на обязательном построении умозаключений из утверждений, не требующих объяснений. Сущность рационального познания в этих направлениях заключается в том, что мысленно проводятся эксперименты над неким идеальным объектом.
Рациональное познание всегда контролируется и производится сознательно каждым человеком в течение всей его жизни. На пути к конкретному результату субъект познания стремится обосновывать и осознавать каждый шаг очень четко.
По этой причине его называют познанием в логической форме. Само по себе указанное направление не исчерпывается одними только процессами, включая в себя постижение искомого и желаемого. По мнению ученых, только сам человек и его воля способны сотворить чудеса.
Такой результат может быть получен неосознанно и неподконтрольно.
Это называется интуицией, которая сама по себе представляет что-то вроде внезапного озарения или же приходит в виде знания, полученного без рассуждений.
Этот вид сознания в философии является особым методом, который способен сделать весь процесс изучения объекта исследований более независимым и непредвзятым от индивидуального отношения самого исследователя.
Приверженцами рационального познания в свое время были Декарт, Спиноза, Кант, Гегель и другие известные философы Древней Греции, что убеждают общественность в обязательном проявлении своего «я».
Мудрецы заявляли, что чувственное восприятие может дать только начальную информацию, которая не всегда отражает реальную действительность, поэтому на высших уровнях познания человек должен использоваться только разум.
Таким образом, рациональное познание не является простым актом так называемого «фотографирования» и копирования реалий, а предстает как сложнейший многофазный процесс, где взаимосвязь чувственного и логического существенно дополняется субъективными предположениями. Последнее находится в зависимости только от личностных и социокультурных предпосылок, а также психологических предпосылок субъекта.