Буддизм как философия


Буддизм как философия

Специфика буддизма как философской системы

Буддизм, являясь религией, основывается в первую очередь на развитой системе философских знаний. Вся философия буддизма - это не просто позднейшая интерпретация учения Будды, а данная им теоретическая основа Пути, представляющая прежде всего систему духовных практик. Сам термин философия встречается в Слове Будды и означает «пределы доказанного», т.е. буддийская традиция основывается на обязательной и строгой логической проверке текстов, и лишь после этого они признаются как источники буддийского учения.

Буддизм опирается на строгие принципы доказательности:

  • опора на учение, а не на учителя;
  • опора на смысл, а не слова, его выражающие;
  • опора на окончательный смысл, а не промежуточный;
  • опора на мудрость опыта, а не простое знание.

Исходя из этих принципов видно, что акцент делается не столько на самом Будде, который воспринимается прежде всего, как Учитель, указавший Путь, а на Дхарме. Тем самым в буддизме отсутствует присущая монотеистическим религиям центральная фигура поклонения.

Определение 1

Дхарма - понятие в буддизме и индийской философии, обозначающее правильный путь развития, приводящий к поддержанию космического порядка.

Следуя этому пути, реализуя Учение, верующий обеспечивает себе защиту от сил зла и движется вперед к высшему просветлению. Философия буддизма основывается на вере в знание причинно-следственных связей функционирования мира и его законов, главным из которых является закон кармы.

Определение 2

Закон кармы - установка в буддизме, согласно которой все действия человека, как праведные, так и греховные, будут иметь последствия не только в текущем его воплощении, но и в следующих.

Как и в других философских системах, в буддизме одно из центральных мест занимает проблема бытия. Однако в буддизме раскрыто не только то, как вещи существуют, но и то, как они не существуют. Последнее выражается термином шуньята, что буквально значит пустота. Согласно воззрению одной из буддийских школ, человек имеет возможность посредством духовной практики устранить свое неведение. Неведение представляет собой источник страстей, привязанностей, необузданности ума, всех форм болезней сознания и человеческих пороков, ведущих к несчастью и преступлениям. Неведение способно поражать целые миры. Из-за неведения человек не видит реальный статус вещи, приписывая реальность там, где ее нет.

Буддизм предоставляет уникальное трансцендентальное знание, являющееся по факту специфической философией, чем сильно отличается от других мировых религий. Однако он «восхваляет» определенный религиозный опыт, что сближает его с религией. Буддизм учит тому, как достигнуть состояния просветления, при котором сознание может быть освобождено от тюрьмы бытия. Этот путь доступен для всякого существа, главное, чтобы его сознание было подготовлено соответствующим образом.

Четыре благородные истины в буддизме

В первой проповеди Будда изложил четыре ключевых принципа, которые были названы благородными истинами:

  • истина страдания;
  • истина причины страдания;
  • истина прекращения страдания;
  • истина пути к уничтожению страдания.

В буддизме существует установка, что все живые существа способны ощущать, что обуславливает их способность к страданию. Все живые существа страдают. Сама жизнь есть воплощение страдания, а не только рождение, смерть, болезнь или несчастья. Даже если событие не несет в себе страдания, то оно неизбежно ведет к нему. Даже все приятные чувства ведут к страданию, ведь они вскоре проходят, оставляя после себя томление и жажду испытать их вновь. В этом первая истина буддизма.

Вторая истина заключается в том, что страдание обусловлено. В человеке переживаемые им ощущения формируют клеши (аффекты), которые приводят к возникновению таких негативных эмоций, как гнев или раздражение. Из приятных чувств рождается страсть, нередко переходящая в жадность. Третий аффект есть неведение, переживание неуверенности, что неизбежно сказывается на поведении человека. Их совокупное влияние определяет страдание человека.

Однако любое страдание рано или поздно кончается, когда устраняются его причины. Четвертая истина говорит о том, что следуя путем Будды можно полностью искоренить страдания и прийти к абсолютному счастью.

Б. Бадмаев указывает, что интерпретировать четыре истины буддизма необходимо с точки зрения счастья - его отсутствия в человеческой жизни и переход к его постоянному ощущению, вне зависимости от внешнего влияния, т.е. нирване. Именно с этой точки зрения буддизм учит людей счастью, его достижению через собственное позитивное изменение.

Этика буддизма

Один из заветов буддизма заключается в не причинении зла живым существам и оказание помощи им. Одних мыслей на данном пути недостаточно, необходимо действовать, чтобы встать на путь просветления. Здесь важно учитывать веру буддистов в реинкарнацию - возможность перерождения. В таком случае вопрос «зачем помогать другим?» уходит сам собой, т.к. человек понимает себя не индивидуально в этом мире, а закладывает основы своего будущего счастья. Здесь в полную силу вступает в действие закон кармы - каждый недобродетельный поступок ведет к страданию, а каждый добрый - к счастью.

Для того, чтобы совершать добродетельные поступки, необходимо освободить себя от аффектов - гнева, страсти, неведения. Главный путь человека - его учение, преумножение знаний не только светского характера (науки), но и совершенствование своего внутреннего духовного мира. Увеличивая знание и открывая новые духовные области, мы делаем свое сознание более свободным.

Замечание 1

Закон кармы непреложен и проявляется не только в последующих жизнях - он начинает действовать уже в этой. Так, его можно определить как эффект от собственных усилий и поступков: чем больше было потрачено положительных усилий и больше накоплено знаний в какой-либо области, тем больше возможностей у человека занять в ней высокий статус.

Все поступки человека делятся на три вида: добродетельные, недобродетельные и нейтральные (например, еда, ходьба, сон и т.д.). Жизнь человека, ее каждый миг, состоит из поступков, однако в них преобладают нейтральные. Чтобы увеличить количество добродетельных поступков, необходимо использовать положительную мотивацию, давая даже нейтральным поступкам ориентацию на совершение пользы для всех живых существ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :