Атеизм с древнегреческого языка переводится как «отрицание бога». В широком смысле слова атеизм – это отрицание веры в существование высших сил, богов, в узком смысле слова – это убеждение в том, что богов или бога не существует. Атеизм диаметрально противоположен теизму, который в широком смысле слова означает веру в существование богов или одного бога.
В атеизме можно выделить:
Зачастую атеизм трактуется как отрицание существования вообще всего сверхъестественного, не только богов, но и духов, различных нематериальных сущностей. Также атеизм отрицает существование жизни после смерти. По отношению к ортодоксальным религиям, атеизм – мировоззрение, которое не признаёт религию, как веру в сверхъестественное. Людей, которые солидарны с атеистическим мировоззрением называют атеистами.
Помимо всего прочего, атеизму присуща убеждённость в самодостаточности природного мира. Также атеизм предполагает, что все мировые религии произошли благодаря человеку, без какого-либо вмешательства сверхъестественных сил, другими словами никаких откровений никогда не было. Большинство атеистов скептически настроены к любым сверхъестественным существам, сущностям и явлениям. Свой скептицизм по отношению ко всему сверхъестественному, атеисты обосновывают отсутствием эмпирических доказательств существования сверхъестественных сил. Некоторые из атеистов, доказывают правоту своего мировоззрения, опираются на общественные науки и философию. Большинство представителей атеизма положительно относятся к всевозможным концепциям светской философии, таким как гуманизм и натурализм. В атеизме, в отличие от ортодоксальных религий, отсутствует единая для всех модель поведения и идеология.
Сам термин «атеизм» возник как уничижительный эпитет, который предназначался любому учению или любому индивиду, находившемуся в оппозиции к господствующей религии. Но позднее этот термин означал уже определённую мировоззренческую позицию. С распространением научного рационализма, скептических убеждений, свободы слова и критики религии, слова «атеизм» начал приобретать конкретное значение, а солидарные с атеистическим мировоззрением начала называть себя атеистами.
Зачатки атеизма начала проявляться уже в период античности. В античной философии Демокрит, Эпикур, а позднее и Лукреций Кар отвергали всё сверхъестественное и утвержадли, что в мире есть только материя.
В 16 - 17 вв. научные открытия Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея очень сильно пошатнули господствующие тогда религиозные представления об устройстве мира. Борьба с мировоззрением, основанном на догматах религии, достигла своего размаха во время подготовки революции 1789 года во Франции. Ключевые представители французского материализма 18 столетия, Дени Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламеттри и другие изобличали лицемерие и своекорыстие служащих церкви. Дело в том, что церковные служащие пользовались необразованностью народа, и коварно эксплуатировали его.
Видными атеистами были русские революционные демократы и философы Герцен, Чернышевский, Огарёв. В своих трудах они пропагандировали материалистические установки, и внесли немалый вклад в борьбу с ортодоксальной религией. Русские естествоиспытатели Сеченов и Тимирязев тоже боролись против религии. Но только Карл Маркс и Фридрих Энгельс, распространив материалистическую философию на область социальных явлений, вскрыли материальные источники религии, её тесную связь идеологией класса эксплуататоров. Марксизм обнаружил и показал, что религия представляет из себя нечто иное как средство духовного порабощения рабочего класса. В марксистском атеизме можно выделить следующие основополагающие принципы:
Буржуазный просветительский атеизм открыто высказывал возможность уничтожения ортодоксальной религии в капиталистическом обществе посредством распространения среди народа научных знаний. Марксизм предполагает, что абсолютное уничтожение религии произойдёт только после уничтожения эксплуататорского строя и создания коммунистического общества. В ходе революционного противостояния наряду с ростом политической компетентности трудового класса, передовые слои рабочего класса ещё в рамках капитализма должны преодолевать религиозные стереотипы и установки. Окончательное избавление от религиозных догм и верований возможно лишь в ходе строительства коммунистического общества.
Коммунистическая партия за всю историю своего существования никогда не прекращала вести пропаганду атеистического мировоззрения среди масс трудового класса. Большинство трудящихся Советского Союза навсегда порвали с религиозными догмами и Церковью. Неотъемлемой и важной частью коммунистического воспитания рабочего класса является пропаганда материалистического мировоззрения, и разъяснения важности борьбы с религиозной догматикой.
Как известно, научный метод познания основывается на выведении закономерностей из эмпирического опыта, логических построениях, и принципе достаточного основания. Предположение о том, что бога не существует может быть опровержимо, для этого нужно предъявить бога или продемонстрировать его сверхъестественные способности. Но в то же время, предположение о том, что бог есть неопровержимо, потому что любое опровержение можно отвергнуть, заявив, что бог находится вне нашего материального мира, а потому данное предположение не может приниматься в качестве научной гипотезы. Предположение о сверхъестественном вмешательстве выводит теорию, использовавшую такое предположение, за рамки современной науки.
Таким образом, невозможно научными методами доказать, что бога не существует, ведь в этом случае нет способа логически доказать отрицательное суждение. Нельзя проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию. Иначе говоря, наука может доказать отсутствие жизни на Марсе, но можно только предположить, но не доказать отсутствие жизни во всей остальной Вселенной. Поэтому утверждение атеистов о том, что бога нет рассматривается некоторыми теологами, как вера в нечто, что в принципе невозможно доказать. Но по мнению тех же теологов, существование бога можно доказать теоретически, но пока доказательство не осуществлено.