Арабская философия возникает под влиянием новой монотеистической (единобожной) религии - ислама и учений отдельных философов античности (Платон, неоплатоников, Аристотеля).
Главный письменный источник исламской религии - священная книга мусульман Коран (букв. «Чтение»). Согласно религиозной традиции, она была записана учениками основателя ислама - пророка Мухаммеда (VI-VII), который получал духовные наставления от посланника Аллаха (Бога) - ангела Джабраила.
Коран состоит из 114 сур (глав), посвященных теологическим, этическим, эсхатологическим, правовых вопросов. Другой не менее важный источник ислама - Сунна (обычай, пример, традиция), собрание изречений Мухаммеда и описание его деяний.
Основоположником восточного перипатетизма стал первый великий исламский мыслитель Абу-Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди, который даже получил фамилию "Философа арабов".
От него берет начало тенденция восприятия античной традиции восточными перипатетиками. Его перу принадлежит около 240 трактатов по философии, медицины, естественных наук. В то же время во времена аббасидского халифа аль-Мамуна Ибн Харуна ар-Рашида мыслитель участвовал в переводе и комментировании произведений греческих философов и ученых (Аристотеля, Порфирия, Птолемея, Евклида и других).
Аль-Кинди происходил из Басры, а образование получил в Багдаде, столице халифата, где и работал. Багдад («Богодан») при аль-Мамуне превратился в духовный центр образования, науки, культуры с многочисленными школами и библиотеками. Халиф основал здесь знаменитый «Дом Мудрости» («Байт аль-Хикма») – синтез академии, библиотеки, обсерватории и коллегии преподавателей. В нем активно действовала группа переводчиков, ученых. Благодаря им (в том числе аль-Кинди) на арабском языке зазвучали произведения Платона, неоплатоников, Аристотеля, врачей Гиппократа и Галена, ученых Евклида и Птолемея.
Кстати, впоследствии фатимидский халиф-имам аль-Азиз Билла основал в Каире «Дом Знаний» («Даль аль-Хикма») – исмаилитский университет, ставший центром антиаббасидской пропаганды в противовес багдадскому «Дому Мудрости», и имел библиотеку, которая владела огромным собранием произведений в количестве 600 тыс. томов (александрийская библиотека добы Античности имела 700 тыс. томов). Аль-Азиз был справедливым правителем и терпеливо относился к христианской и иудейской философии.
Между тем, аль-Кинди постепенно отошел от чистого аристотелизма к неоплатонизму и стал выразителем неоплатонизированного аристотелизма. Он исправлял арабский перевод сентенций из произведений Платона в «Изречениях мудрого грека», осуществленный христианином сирийского происхождения Абд аль Машихом ибн Абдаллахом Ибн Наим. Аль-Кинди был солидарен с афинскими неоплатониками, а не с мыслителями Александрийской школы, которые философию и теологию не разъединяли.
Долгое время ученый находился при дворе халифа аль-Мутасима, поддерживал Мутазилитов (выразителей рационалистичного направлении), а при аббасидском халифе аль-Мутаваккиля Джафаре ибн Мухаммаде аль Мутавасиме был подвергнут гонениям. Распространению неоплатонизма среди арабских философов в значительной степени способствовало перевод ряда текстов «Эннеады» Плотина (Эн. ІV 3, 4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7) в так называемой «Теологии Аристотеля» (она ошибочно приписывалась Аристотелю) и в «Послании о божественной мудрости» (Эн. V 3, 4, 5, 9).
В то же время в Х-ХI вв. был осуществлен частичный арабский перевод «первоосновой теологии» Прокла под названием «Книга о причинах» или «Книга о чистом благе».
Другой трактат Прокла «О вечности мира» на арабский язык перевел Исхак ибн Хунайн.
В латинском переводе эти произведения появились в христианском мире только в эпоху позднего Средневековья. Устойчивым последователем Аристотеля в это время был выходец из тюрков Средней Азии, математик, врач, философ Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн-Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби (известный в Европе как Альфарабиус), который в 900-950 гг. жил и творил в Багдаде, Харране, Халебе (Алеппо) и Дамаске, побывал в Египте.
Он написал около 130 произведений, среди них: «Сущность вопросов», комментарии на Аристотеля (после знакомства со всеми его книгами) в 70 томах, за что аль-Фараби получил фамилию «второго учителя» (после Аристотеля). Он был судьей, затем посвятил себя преподавательской деятельности. Любя одиночество, мыслитель большую часть дня проводил на краю бассейна или в тенистом саду, где читал книги и разговаривал со своими учениками.
В то же время аль-Фараби основательно усвоил Платоновское «Государство», написал трактат о Платоне. В дальнейшем он начал интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников и пытался совместить аристотелизм с элементами неоплатонизма. Именно в аристотеливско-неоплатоническом духе, на основе апофатической теологии, объяснял он Бога, который, как высшее бытие, дает начало существованию всех остальных видов бытия.
Решение этой проблемы мыслитель осуществлял в рамках неоплатонической концепции эманации, согласно которой Божество, которое является "необходимо-сущим" само по себе, становится принципом и источником всякого иного бытия, ибо творит в вечности мир через последовательный ряд излучений.
Больше значение для развития арабской философии имела деятельность Ибн Сины, который своей неоплатонической интерпретации ислама повлиял на мусульманского теолога Шихаба-ад-Дина ас-Сухраварди, который разрабатывал учение о сверхумном свете (иллюминатизм) или мистическое озарение (ишракия). Большинство "фалясифá" были убеждены в том, что философия призвана служить не только истине, но и благу, помогать совершенствованию человека и общества.
Неоплатоническая идея о то, что все исходит от Бога и снова возвращается к нему, доминировала даже в картине духовного мира, которую подавали «Трактаты» Чистых братьев и Верных друзей» – 52 произведения, написанные в Х в. представителями тайного союза «Братья чистоты и искренности», возникший в связи с исмаилитским движением и апеллировал к герметичной и неоплатонической традиции. Его онтология и космология основывались на античном учении об эманации.