Антропологический период развития философии приходится на IV-III в до н.э. Этот век связывают с упадком античного общества. Об этом свидетельствует развитие субъективизма и релятивизма, на первый план выходит дискурсивный и логический подход к вещам. Однако на вершину обсуждения выдвигается человек, как отдельная фигура.
В этот период греческая духовность терпит не малые изменения, прежде всего это связанно с исчезновением первоначальной наивности. Духовная жизнь меняет свое направление, что сказалось на самой философии, которая вступила в гуманистический этап своего развития.
Набирают популярность софисты – платные мыслители. Истина отошла для них на второй план, вперед выдвигалось само искусство спорить используя приемы казуистики, введение оппонента в заблуждение.
Софисты вели странствующий образ жизни, переходя из государства в государство, и за определенную плату обучали граждан искусству ведения споров.
Для школы софистов было характерно:
Главное в софистике:
Одним из знаменитых софистов был Сократ. В центр своей философии он ставил проблему человека как морального существа. Его имя стало символом философии, благодаря его изучением определения добра и зла, справедливости любви и нравственности человека.
Этические доктрины Сократа:
Впервые появляется слово «диалектика», обозначающее искусство вести спор, диалог, направленный на достижение истины. Сократ был занят поисками логического обоснования политики и права. Власть, основанная на воле народа и на законах, он именовал государством.
Еще одним значимым мыслителем стал Протагор. Он провозгласил изменчивость, как свойство материи, распространив этот принцип и на человека. Этот принцип лег в основу релятивизма, и стал признанием относительности знания. Второй принцип гласил, что ничто не существует само по себе, а лишь в отношении к другому. Третий принцы основывался на том, что все приходит в противоположность к себе и не и существует как попало. Из этого следует, что любая вещь состоит из противоположностей.
Несмотря на то что Протагор и Сократ расходились во мнениях, появились люди, которые постарались объединить их учения. Были основаны школы киников и киренаиков, с одной стороны они были верны протагоровскому релятивизму, с другой же под влиянием Сократа обращалось большое внимание этике. Киники развивали понятие морализма, а киренаики – гедонизма.
Антисфен был основателем морализма, в центре которой он ставил этику. В нем он довел взгляды Сократа до совершенства, целью жизни человека ставил добродетель. Особенностью морализма стал отход от обычаев и традиций хорошего тона, как в философском, так и моральном взгляде.
Основоположником данной теории стал Аристипп. Свои знания они трактовали в стиле Протагора, как получаемое исключительно чувствами и всецело относительно.
Гедонизм можно представить в пяти положениях:
Эти положения, оказались довольно односторонними и трудными для защиты, к тому же его ученики стали искать уступки и компромиссы.