Античная антропологическая философия


Античная антропологическая философия

Античная антропологическая философия

Антропологический период развития философии приходится на IV-III в до н.э. Этот век связывают с упадком античного общества. Об этом свидетельствует развитие субъективизма и релятивизма, на первый план выходит дискурсивный и логический подход к вещам. Однако на вершину обсуждения выдвигается человек, как отдельная фигура.

В этот период греческая духовность терпит не малые изменения, прежде всего это связанно с исчезновением первоначальной наивности. Духовная жизнь меняет свое направление, что сказалось на самой философии, которая вступила в гуманистический этап своего развития.

Набирают популярность софисты – платные мыслители. Истина отошла для них на второй план, вперед выдвигалось само искусство спорить используя приемы казуистики, введение оппонента в заблуждение.

Софисты

Софисты вели странствующий образ жизни, переходя из государства в государство, и за определенную плату обучали граждан искусству ведения споров.

Для школы софистов было характерно:

  1. Критическое отношение к окружающей действительности
  2. Логическое доказательство той или иной мысли, стремление проверить все на практике
  3. Отрицание всех старых традиций и знаний, основанных на недоказанных знаниях

Главное в софистике:

  1. «Человек есть мера всех идей», это выражение считалось общей чертой софистики.
  2. Софисты противопоставляли реальному обществу, природу.
  3. Софисты придерживались мнения, что абсолютной точки зрения не существует, призывали людей защищать любую точку зрения. Развивалась негативная форма диалектики.
  4. Софистами стали называть людей, занимающихся пустыми разговорами.
Замечание 1

Одним из знаменитых софистов был Сократ. В центр своей философии он ставил проблему человека как морального существа. Его имя стало символом философии, благодаря его изучением определения добра и зла, справедливости любви и нравственности человека.

Этические доктрины Сократа:

  1. Познание – это главная цель и способность человека
  2. Любое знание есть добро
  3. Любое зло совершается от незнания

Впервые появляется слово «диалектика», обозначающее искусство вести спор, диалог, направленный на достижение истины. Сократ был занят поисками логического обоснования политики и права. Власть, основанная на воле народа и на законах, он именовал государством.

Еще одним значимым мыслителем стал Протагор. Он провозгласил изменчивость, как свойство материи, распространив этот принцип и на человека. Этот принцип лег в основу релятивизма, и стал признанием относительности знания. Второй принцип гласил, что ничто не существует само по себе, а лишь в отношении к другому. Третий принцы основывался на том, что все приходит в противоположность к себе и не и существует как попало. Из этого следует, что любая вещь состоит из противоположностей.

Ученики софистов и Сократа

Несмотря на то что Протагор и Сократ расходились во мнениях, появились люди, которые постарались объединить их учения. Были основаны школы киников и киренаиков, с одной стороны они были верны протагоровскому релятивизму, с другой же под влиянием Сократа обращалось большое внимание этике. Киники развивали понятие морализма, а киренаики – гедонизма.

Теория морализма

Антисфен был основателем морализма, в центре которой он ставил этику. В нем он довел взгляды Сократа до совершенства, целью жизни человека ставил добродетель. Особенностью морализма стал отход от обычаев и традиций хорошего тона, как в философском, так и моральном взгляде.

Теория гедонизма

Замечание 2

Основоположником данной теории стал Аристипп. Свои знания они трактовали в стиле Протагора, как получаемое исключительно чувствами и всецело относительно.

Гедонизм можно представить в пяти положениях:

  1. Удовольствие является единственным благом.
  2. Удовольствие – это позитивное состояние.
  3. Удовольствия отличаются друг от друга только интенсивностью
  4. Удовольствие имеет телесную природу.
  5. Удовольствие является моментальным состоянием.

Эти положения, оказались довольно односторонними и трудными для защиты, к тому же его ученики стали искать уступки и компромиссы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :