Социометрия и ее методы
Определение 1
Социометрия – это особое направление науки социологии, которое является прикладной наукой.
Социометрия использует разнообразные методы измерения и проведения анализа, основополагающим считается метод опроса.
Определение 2
Социометрический опрос – это метод, предполагающий количественное измерение структуры межличностных отношений в самых малых социальных группах, а также анализ предпочтений или отклонений, которые есть в этой группе.
Данный метод зародился вместе в самой наукой социометрией еще в 30-х годах прошлого столетия. Метод широко применялся американским ученым и социологом Д. Морено.
На сегодняшний день метод социометрического опроса применяется в современной социологии. Необходимо заметить, что метод претерпел изменения, ввиду того, что появились новые технологии и возможности, позволяющие более качественно проводить опрос среди членов группы.
Так, к новым инновационным технологиям, которые помогают развивать метод социометрического опроса, можно отнести:
- Диктофон – это устройство, способное записывать звуки на протяжении долгого времени и воспроизводить их повторно. Данное устройство позволяет делать записи в процессе опроса членов малой социальной группы, так ученые социологи могут использовать этот материал для детального его изучения, анализа, что улучшает качество исследования;
- Детектор лжи – особое устройство, которое позволяет выявить правду или ложь в рамках конкретного вопроса исследования. Такая технология позволяет определить реальную картину мыслей членов исследуемой группы, дает точные результаты исследования. Надо заметить, что прибор очень дорогой и не всегда его необходимо использовать в рамках проводимого анализа, так как это не совсем гуманно по отношению к социальной группе;
- Персональные компьютеры и программное обеспечение к ним. Компьютерные технологии позволяют быстро и качественно обрабатывать большой объем информации и представлять точные результаты исследования. При этом надо отметить, что ошибка в обработке данных сведена к минимуму, что также повышает качество проводимого анализа;
- Другие современные инновационные приборы и устройства.
Этапы социометрического опроса
Этапы социометрии связаны с проведением социометрического опроса. Существует несколько основных этапов проведения такого опроса:
- Первый этап – подготовительный. На данном этапе строится общий план того, как будет проходить исследование, определяются основные моменты: цели и задачи исследования, количество членов группы, подлежащие изучению, выбор методов проведения исследования, техника и технологии, необходимые для данного исследования и т.д. Также происходит знакомство с группой, предварительная беседа с ними, первичные выводы, разработка более точных критериев опроса и т.д.;
- Второй этап – это разработка и утверждение окончательного плана исследования, а также графика проводимых работ. На данном этапе составляется сам бланк опроса, который будет предоставлен членам группы, критерии оценки каждого параметра в анкете или вопроса, формируется схема работы с группой, график последовательности выполнения работ и т.д. Также распределяются роли внутри команды исследователей, кто и за что будет отвечать, какой объем работы будет выполнять каждый член команды и т.п. Надо заметить, что данный этап также предполагает настройку всего оборудования и техники, необходимого для проведения исследования и анализа результатов, полученных по его итогам. Перед началом социометрического опроса рекомендуется провести репетицию данного мероприятия (можно без участников исследуемой группы);
- Третий этап - проведение социометрического опроса. На данном этапе проводится непосредственно сам опрос респондентов малой социальной группы. Идет контакт исследователей и респондентов. Предварительно команда социологов знакомится с группой, рассказывает и объясняет им правила проведения опроса, его цели и задачи, также озвучивают методы, которые будут использоваться при сборе информации. Также на этом этапе проводится сопутствующая работа команды, те, кто работает непосредственно с респондентами, следят за малейшими отклонениями, которые происходят внутри группы в процессе опроса (возражения, возмущение, вопросы и т.п.). Все отклонения фиксируются в специальных протоколах исследования;
- Четвертый этап – обработка и анализ информации, собранной в ходе исследования. Все результаты опроса (письменные, устные, электронные) собираются в один общий документ, после чего подробно анализируются командой социологов (исследователей). Также надо заметить, что на этом этапе идет расчет социометрических показателей не только по всей группе, также анализируются и исследуются данные каждого члена группы, выявляются общие тенденции или расхождения во взглядах. На этом же этапе составляется предварительный отчет со ссылками на собранный материал, отчет обычно носит электронный характер;
- Пятый этап – отчет по проведенному исследованию. На данном этапе команда исследователей формирует окончательный итоговый отчет, в котором подробным образом описывается все от начала до конца: цели, задачи и методы исследования, как проводился опрос, по средствам чего. Также в рамках этого этапа даются конкретные рекомендации по исследуемой социальной группе (например, какие методы использовать для сплочения коллектива или для повышения эффективности их работы и т.п.).
Таким образом, социометрия является одним из направлений социологии, где главным методом исследования является опрос, который проводится чаще всего в малых социальных группах для подробного их исследования. Социометрический опрос проходит в несколько этапов, где конечным результатом служат рекомендации, которые можно применить в практической деятельности конкретного предприятия.