Проведение анализа социометрии


Проведение анализа социометрии

Характеристика анализа социометрии

Понятие «социометрия» было введено еще в начале 20 века, американским психологом Дж. Морено.

Он понимал под социометрией метод, с помощью которого можно измерить межличностные отношения людей в социальной группе.

Социометрия используется и в современной жизни, ее методы актуальны и на сегодняшний день, это связано с тем, что взаимодействие людей внутри мини – группы постоянно меняются, так как меняется внешняя и внутренняя среда, которая активно влияет и на самих людей.

Определение 1

Социометрия – это наука всегда актуальная, так как в ней нет точных расчетов и однозначных, а результаты меняются в зависимости от того, кто объект исследования и какие задачи и цели оно преследует.

Замечание 1

Также можно заметить, что только социометрия является тем направлением в науке социологии, которая занимается именно практическими измерениями, а не теоретическими моделями и подходами.

Социометрия позволяет выявить следующие основные тенденции, которые существуют внутри определенной социальной группы:

  1. Существуют ли конфликты внутри группы, также можно определить, кто зачинщик этих конфликтов. Такая тенденция очень важна для рабочих коллективов, где коллективная работа дает определенные результаты, наличие конфликтов приносит разлад и дисбаланс, в этом случае результат работы может быть неудовлетворительным;
  2. Методы социометрии позволяют измерить авторитет каждого члена социальной группы, тем самым выделить лидеров и аутсайдеров. Данная процедура необходима, так как лидер группы может неформально руководить ей, внося свои изменения и новые направления в коллективе, не всегда это может положительным образом сказываться на всей работе персонала;
  3. Определить психологический климат в мини – группе. Психологический климат – это важная составляющая, каждый член социальной группы должен чувствовать себя комфортно и уверенно в коллективе, иначе он не сможет принести ту пользу, которую от него ждут. Нормальный психологический климат – это стимул к эффективной работе и хорошему настроению;
  4. Определить ценностные ориентации членов группы. Каждый член группы видит свои ценности в работе и общении с другими членами коллектива, однако, важно, чтобы весь коллектив, так или иначе, преследовал единые ценности, которые позволят сплотить группу и сделать работу коллектива эффективной и интересной.

Все перечисленные тенденции, которые может выявить социометрия в процессе проведения исследования, осень важны, так как, зная данные тенденции можно направить коллектив по правильному пути, улучшить психологический климат в группе, привить иные ценности группе и т.д.

Важно заметить, что под мини – группой понимается группа, с количеством человек не более 30. Если данное количество превышено, то социометрия не сможет провести грамотный анализ.

Если предприятие, например, насчитывает в своем штате 150 человек, то чтобы грамотно провести исследование необходимо разделить общее количество сотрудников на группы, в зависимости от общих признаков: пол, возраст, работа в одном отделе и т.д.

Проведение анализа социометрии

Определение 2

Социометрический анализ – это процедура, которая затрагивает всех участников мини – группы и по результатам исследования дает конкретные ответы на поставленные вопросы.

В основе социометрического анализа лежит социометрический опрос, который представляет собой набор вопросов, на которые участником группы необходимо ответить.

Последовательность проведения социометрического анализа следующая:

  • Подготовительный этап. На данном этапе социологи, психологи, которые будут проводить исследование, изучают социальную – мини группу: общее количество участников, ценности коллектива, вероятные проблемы и т.д. Такое изучение позволяет ставить начальные проблемы и вопросы, на которые необходимо получить ответ. Тщательное изучение коллектива задает общий характер будущего исследование, чем подробнее изучены детали, тем точнее будут результаты;
  • Формирование критериев социометрического анализа. Критерии формируются в рамках социометрического анализа, они носят отрицательный или положительный характер. По факту, критерий – это тот же вопрос, который может либо отрицать какую, либо информацию, либо принимать. Например, вопрос задан следующим образом: «Хотели бы Вы работать в команде с определенным членом группы?». С помощью данного вопроса можно определить симпатию или антипатию к конкретному человеку со стороны его коллег. Формирование критериев – важная часть социометрического анализа;
  • Непосредственное проведение социометрического опроса. Лучше всего проводить опрос , когда члены мини – группы знают, что такое совместная работа. Опрос чаще всего носит анонимный характер, чтобы участники социометрического анализа могли отвечать честно, искренне. Честность – важный фактор, от которого зависит в целом результат исследования. Перечень критериев не должен быть слишком большой, так как опрос не должен длиться слишком долго (например, 2 или 3 часа). Средняя продолжительность опроса – это 30 -40 минут;
  • Составление социометрической матрицы. Такая матрица представляет собой таблицу, куда заносятся все результаты исследования. Составление таблицы сложный и кропотливый процесс, так как ошибаться в данном случае нельзя. Обычно в столбцы таблицы заносят всех участников опроса, в строки слева критерии опроса, а в середине таблицы проставляются результаты по каждому участнику. Таким образом, получается некая матрица, которая дает понять, кто из членов группы имеет большее количество положительных отзывов, кто меньшее, есть ли конфликты внутри группы или нет и т.д.

Итак, на основании социометрической матрицы и подводятся основные итоги исследования. Данные результаты передаются начальнику группы на дальнейшую обработку. Социологи и психологи, в свою очередь могут дать лишь рекомендации в рамках тенденций, которые есть внутри мини – группы. Руководитель коллектива сам принимает решения, какие из советов и рекомендаций реально использовать, а какие нет.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :