Основные методы социометрии


Основные методы социометрии

Особенности методов социометрии

Замечание 1

Социометрию признают, как высокоэффективную психодиагностическую процедуру при анализе отношений в малой группе.

Методы социометрии обеспечивают широкие возможности не только при изучении структуры отношений между людьми, но и при измерении меры влияния отдельной личности на коллектив.

Несмотря на кажущуюся легкость и яркость проведения, социометрические методы требуют детальной подготовки. Сопутствующая документация, маршрутные карты, задания с иллюстративным или раздаточным материалом, подробный алгоритм действий или инструкция – вот весь обеспечивающий блок, который подготавливается в расчете на каждого участника действия.

Некоторые характерные черты социометрии приведены ниже:

  • Относительно высокая стоимость проведения. Складывается из нескольких, обеспечивающих друг друга, составляющих элементов: оплата тренеров и коучей, закупка канцелярских принадлежностей, аренда просторного помещения, стилистическое оформление, мотивация участников, закупка методических пособий или разработка авторских с последующей защитой авторских прав.
  • Массовость охвата испытуемых групп. Поскольку социология, в отличие от психологии, как уже говорилось выше, изучает поведение индивида в социуме, его влияние на общество или влияние толпы на человека, то мероприятия социометрии проводятся полномасштабно, охватывая сразу несколько сегментов исследования.
  • Высокая достоверность результатов. Обусловлена тем, что параллельно с вербальными, исследователями могут быть получены невербальные сигналы в ходе проведения прикладного испытания. В неформальной обстановке при поддержке группы любой индивид демонстрирует больше особенностей и способностей, нежели при индивидуальном разборе.
  • Систематизация полученных информационных данных. Информация, выявленная в ходе работы малой группы, сводятся на 3-х уровнях в социокарты, социограммы и социоматрицы. Социокарту оформляет и ведет один человек, социограмма строится от сведения данных членов 1 малой группы по принципу расчета средней арифметической. В основе построения социоматрицы лежит принцип схожести реакции на какой-либо единый показатель разными лицами.

Классификация социометрических методов

Замечание 2

Социометрические методы предполагают учет действий каждого члена малой группы при решении коллективной задачи, а также усредненный расчет интенсивности влияния индивида на группу.

Иными словами, определяется значимость человека для ограниченного социума со схожими интересами, устремлениями и предпочтениями.

Классификацию методов социометрии можно представить следующим образом:

  • Ретроспективный аутосоциометрический метод. Разработка индивидуальной аутосоциоматрицы, в которую заносятся прогнозы выбора всех членов группы с целью выявления доли выборов, касающихся анкетируемого. Этот метод сопряжен с трудностями интерпретации результатов, поскольку каждый член команды заполняет матрицу так, как ее понимает. В итоге получаются недостоверные или неточные результаты, не отражающие истинного положения вещей. Зато метод позволяет получить обратную связь от руководителя малой группы, который указывает степень отклонения сделанных прогнозов. К примеру, можно выявить насколько человек переоценивает или недооценивает свой вклад в общее дело, свою личную значимость для членов команды. Также при помощи данного метода можно распределить социальные роли внутри коллектива. Так, личности, набравшие высокие предпочтения и симпатии, могут быть отнесены к совершенно различным социальным группам («звезды» - популярны и интересны для публики, но не способны вести за собой или увлечь кого-то своей идеей, а «лидеры», напротив, не часто выступают публично, но каждое слово, высказанное ими – бесценно для группы. «Звезд» любят, им удивляются, а «лидеров» уважают и почитают).
  • Метод прямого ранжирования. Невозможен без использования нескольких ключевых критериев – по принципу симпатии/антипатии, уважения/равнодушия, важности/ничтожества. Испытуемые члены команды проходят анкетирование, ответы в котором построены по системе возрастания значимости. Анкетирование дает возможность оценить каждого члена компании попеременно с точки зрения всей компании. Итоги могут быть диаметрально противоположны (для одного человека некто N. по шкале дружелюбия и открытости заслуживает оценки в 10 баллов, а для другого человека этот же индивид расценивается, как угрюмый молчун с 1 баллом по шкале коммуникабельности).
  • Социометрический перцептивный тест. Заключается в том, что одного из членов малой группы просят встать по центру помещения и завязать глаза. Остальных людей просят встать ближе или дальше по отношению к центральному испытуемому, в зависимости от своего отношения к этому человеку. Затем люди встают в одну линию, а повязку с индивида снимают. Далее просят именно этого человека расставить остальных членов команды ближе или дальше от себя (это человек сам оценивает, как вероятно к нему относятся окружающие).

В итоге становится возможным определить отклонения между ожидаемым отношением и действительным.

Любопытно, что люди с нормальной устойчивой психикой слегка переоценивают свое значение для остальных, также, как и переоценивают свой вклад в общее дело. Люди же с умеренными показателями имеют вполне адекватную самооценку своих способностей, знаний и умений.

В заключении хотелось бы отметить важность социометрических методов и их главное преимущество перед психологическими методами.

Социометрия позволяет:

  • Во-первых, увидеть развитие коллектива в целом, а не строить домыслы по отдельным мнениям.
  • Во-вторых, появилась возможность единовременного охвата исследованиями большого количества людей.

И, наконец, итоги социометрических приемов и методов легко представить в форме графиков и таблиц.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :