Опыт взаимодействия


Опыт взаимодействия

Понятие взаимодействия

В самом широком смысле взаимодействие можно представить как действия индивидов, направленных друг к другу.

Как научная категория взаимодействие вошло в науку на рубеже XIX-XX вв., когда началась эпоха эмпирических исследований социальных особенностей человека. Взаимодействие определяли как совмещенные во времени и пространстве действия двух и более людей, совершаемых с одной целью. При этом подчеркивалось, что отношения между этими людьми могли быть разными, вплоть до враждебных.

В теории интеракционизма взаимодействие практически приравнивалось воздействию одного объекта на другого, и именно с этой позиции объяснялась сущность и происхождение межличностных отношений. Само понимание взаимодействия стало шире, включив в себя когнитивные и коммуникативные процессы, а также собственно поведение личности. Свое поведение личность определяет в соответствии с поставленной целью, а взаимодействие с социальными субъектами происходит для оптимизации путей их достижения. Такая точка зрения предстает как в некоторой степени манипуляционная, однако она смягчается за счет признания необходимости личности следовать выработанным социальным нормам.

В отечественной психологии взаимодействии понималось как составная часть общения.

Определение 1

Общение - процесс обмена информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Сведение вместе понятий общения и взаимодействия происходило под влиянием методологической установки на единство общения и деятельности.

А.Н. Леонтьев считал, что в процессе взаимодействия в активной фазе находятся обе стороны, хотя проявления активности могут быть различны. Такая активность может быть созидающей, развивающей или разрушающей. Он считал, что категории общение и взаимодействие не совпадают. Считая, что взаимодействие реализуется в процессе деятельности, он выстраивал следующую схему: деятельность - взаимодействие - общение - контакт.

Традиция определять общение через взаимодействие остается в отечественной школе до сих пор. Так, М.И. Лисина описывает через взаимодействие понятие общения, с ее точки зрения общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласованность и объединений усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Хотя при такой трактовке общение предстает как более узкая категория, а взаимодействие - широкая.

Взаимодействие может рассматриваться шире, не только как способ контакта с другим социальным субъектом, но и как в целом отношения с окружающей средой. Д. Стоколс видит в процессе взаимодействия цель, состоящую в оптимизации окружающей среды.

Человек выбирает один из четырех способов взаимодействия с окружающей средой:

  • оценивающий: пассивный вариант, действие идет по направлению «среда-человек»;
  • интерпретирующий: активный вариант, но воздействие также направлено от среды к человеку;
  • реагирующий: человек реактивно отвечает на вызовы среды по направлению «человек -среда»;
  • действующий: проявление инициативы со стороны человека в направлении среды в соответствии со своими целями.

Межличностное взаимодействие

Человек имеет потребность входит в контакт с другими людьми, вступая в межличностное взаимодействие.

Определение 2

Межличностное взаимодействие - это обмен между двумя субъектами, который протекает на физиологическом, социальном и психологическом уровне, по итогам которого субъекты обогащают друг друга новым опытом переживания, а также представлениями о друг друге.

Межличностное взаимодействие всегда отличается эмоциональной окрашенностью и действием волевых процессов. В успешном акте межличностного взаимодействия большую роль играет установление позиции не «над» партнером, а с позиции равного. В ином случае устанавливается не межличностное, а межролевое взаимодействие, теряется диалог, а значит открытость и восприимчивость.

Основные характеристики межличностного взаимодействия:

  • предметная направленность, выражающаяся в наличии цели взаимодействия;
  • эксплицированность - внешнее выражение взаимодействия, доступное для фиксации и наблюдения;
  • ситуативность - заданность взаимодействия конкретными условиями;
  • рефлексивная многозадачность - способность по-разному интерпретировать намерения, цели и действия участников взаимодействия.

Межличностное взаимодействие непосредственно реализовывается через те или иные поведенческие реакции. Задачи и условия протекания взаимодействия оказывают на них сильное влияние, формируя стратегии или стили взаимодействия.

Принято выделять следующие виды поведенческих стратегий:

  • противодействие - стремление добиться своих целей без ориентации на цели партнеров;
  • избегание - уход от взаимодействия, потеря своих целей;
  • уступчивость - принесение своих целей в жертву для достижения целей партнеров;
  • компромисс - частичное достижение целей всеми партнерами ради условного равенства;
  • сотрудничество - нахождение способа взаимодействия для максимального достижения поставленных целей.

Проявление опыта взаимодействия

Межличностное взаимодействие выступает главным детерминантом развития психики человека, нормальное формирование которой возможно только в условиях социума. Приобретая опыт взаимодействия, человек усваивает нормы и правила социокультурной общности, в которой он формируется, способы общения с миром и другими людьми, культурно-исторический опыт.

Замечание 1

Однако получение психотравмирующего опыта межличностного взаимодействия способно оказать негативное влияние на развитие психики. Особенно серьезные последствия такой опыт имеет, если был перенесен в детстве. Он не проходит бесследно, а оставляет свой след в психике взрослого человека, влияя на его эмоциональное состояние, установки, ценности, поведение.

После перенесения психотравмирующего опыта идет глубокая внутренняя работа. Если человек не может выразить свои чувства, а предпочитает их подавлять в себе, то травмированная психика продолжает травмировать саму себя.

Более того, такие люди скоро замечают, что события внешнего мира вновь и вновь напоминают им о случившемся. Это формирует человека с особым типом мышления, личностными особенностями и специфическим поведением, направленным на избегание. Если травма была нанесена в детстве, возможные последствия могут включать в себя формирование негативных жизненных установок, задержку психического/умственного развития, снижение способностей к обучению, ухудшение способностей к адаптации, утрата уважительного и доверительного отношения к людям, патологические изменения психики, с трудом поддающиеся коррекции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :