История сoциальной психологии


История сoциальной психологии

Этапы становления социальной психологии

Определение 1

Социальная психология – это отрасль психологии, которая занимается изучением закономерностей психических явлений и поведения человека обусловленных его принадлежностью к социальным группам, а также психологических свойств этих групп.

В истории социальной психологии в Советском Союзе выделяют два этапа:

  • 20-е годы;
  • 50-60-е годы.

В 20х годах, то есть в первые годы Советской власти, социальная психология зависела от позиции Челпанова Г.И., который, стремясь защитить позиции идеалистической психологии, предлагал разделять психологию на две части: социальную и непосредственно психологию. Он считал, что психологию необходимо разрабатывать в рамках марксизма, а непосредственная психология должна быть исключительно эмпирической наукой, то есть она должна быть независима от мировоззрения и от марксизма.

История социальной психологии в целом разделяется на три этапа

Первый, описательный этап – VI в. до н.э. – середина XIXвека – это этап зарождения и первые шаги социально-психологического значения отмечены в трудах античных философов.

Социоцентризм Платона предполагает, что социум стоит над индивидом, диктуя ему правила поведения. По Платону социальное поведение человека зависит от трех частей тела человека:

  • голова (ум) – характерен философам;
  • сердце (мужество) – воины;
  • живот (телесные вожделения) – ремесленники.

Эгоцентризм Аристотеля – рассматривал человека в качестве социального животного, которое не может полноценно развиваться вне общества.

В XVIII веке основное развитие получила теория, которая строилась на принципах личной выгоды, ее авторы – А. Смит и И. Бентам. Благосостояние общества, в соответствии с этой теорией, должно базироваться на свободе действий каждого члена общества в соответствии с интересами экономической сферы.

Второй - этап становления социально-психологических знаний, которому характерен ряд направлений, в том числе психология народов (целостный дух нации или отдельные индивиды, которые противопоставлялись духу нации).

Также Вундт В. считал, что психические продукты общественного характера невозможно объяснить базируясь только на индивидуальном сознании, им характерно социальное происхождение.

Психоаналитической теорией З. Фрейда выдвигалась позиция о конфликте инстинктивных импульсов человека и интересов общества. Результат этого – фрустрации. Основой эмоционального состояния общества считают идентификацию и десексуализацию либидо, то есть сублимацию.

Третий этап - этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии ХХ века. Этот этап стал новым периодом, когда исследователи начали обращаться к лабораторным экспериментам.

В ХХ веке в западной социально-психологической науке активное развитие получили следующие теоретические подходы:

  • социокультурный подход Э. Росса состоит из убеждений, ценностей и предрассудков человека, которые обусловлены в первую очередь факторами группового уровня – нацией, социальным классом, нормами культуры;
  • эволюционный подход Макдугалла У. – объясняет причины социального поведения и физических и психических склонностей, которые нашим предкам помогали выжить и произвести потомство;
  • теория социального научения – Бандура А. и Уолтерс Р. – рассматривали социальное поведение в качестве продукта прошлого опыта индивида, а также его научения в процессе получения наказания или вознаграждения. Особую роль в процессе развития некоторых форм поведения занимают подражание, убеждения, ожидания, возможность выбора и самоподкрепление;
  • феноменологический подход Левина К. – человеческое социальное поведение, направляемое его субъективной интерпретацией событий, происходящих в социальном мире;
  • социально-когнитивный подход – сосредоточен на ментальных процессах, которые участвуют в том, как именно индивид обращает внимание на социальные события, интерпретируя их и запоминая.

История отечественной социальной психологии

Основоположник отечественной социально-психологической мысли – Михайловский Н.К. Именно он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, который уже был накоплен в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Толпа рассматривалась им в качестве самостоятельного общественно-психологического явления. Он считал, что герои – это порождение толпы, выдвигающей в определенные исторические моменты яркие личности на первый план. Толпа начинает неосознанно подражать герою, а это объясняют легкой внушаемостью масс и их податливостью личности выдвинутого героя.

Марксизм оказал существенное влияние на становление социальной психологии в России. Плехановым Г.В. общественная психология была рассмотрена в качестве конкретно-исторического и классового явления.

Автором экспериментальной социальной психологии считают Бехтерева, который провел совместно с Ланге М.В. ряд экспериментов, демонстрирующих значительное воздействие группы на особенности психической деятельности членов группы, также ими были выявлены половые, возрастные и образовательные различия в сдвигах психических процессов в групповой работе.

В 20х годах уделяли много внимания социально-психологической проблематике детских и ученических коллективов, социальной психологии труда и управления организациями.

Выготский Л.С. и его теория культурно-исторического развития психики, оказали существенное влияние на исследования в области развития детского поведения.

Замечание 1

В период 30-50-х годов практически не проводилось никаких социально-психологических работ, по соображениям идеологии, кроме работ Макаренко А.С., считавшего, что главная цель воспитания – сформировать коллективиста, и провозглашавшего приоритет коллектива над личностью.

Социальная психология как наука возродилась только в конце 50-х годов, когда началось обсуждение вопроса относительно предмета социальной психологии. В 1962 году создали первую в стране лабораторию социальной психологии по руководством Кузьмина Е.С. в Ленинградском государственном университете. В ней проводили работы по эмпирическому исследованию фольклора и взаимоотношений в производственных бригадах и школьных классах.

Поршневым Б.Ф. впервые в нашей стране был поставлен вопрос относительно таких категорий психики, как «они» и «мы».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :