Процесс социальной адаптации, включения и приобщения ребёнка к общественному опыту предполагает совмещение индивидуального и общественного в процессе социализации ребенка.
Исходным в процессе адаптации является собственная активность ребенка. Новорождённые проявляют активность для реализации своих естественных физиологических потребностей, но даже здесь окружающая среда, в которой находится ребенок, может либо способствовать, либо препятствовать поддержанию и развитию этой активности.
Возникающие проблемы взаимодействия между ребенком и миром в младенческом и раннем возрасте имеют, с одной стороны субъект-субъектные характер, что создает эмоциональную базу для отношения ребенка к окружающему миру (базовое доверие/недоверие к миру). Кроме того, ребёнок включён в совместную деятельность и общение (включён и в субъект-объектную деятельность также).
Адаптация к миру уже происходит через образ действия и эмоциональные переживания, фиксирующие удовлетворение или неудовлетворение определенной потребности.
Важным для ребёнка смыслом мира является, как один из его компонентов, активное отношение к окружению, что важно для последующего расширения контактов с миром и его субъективация (формирующийся смысл позитивного восприятия мира).
В оптимальном выражении, ребёнок формирует смысл мира: «для удовлетворения своих потребностей при восприятии окружения нужно действовать»
Если на данном этапе происходит нарушение формирование данного мотива (действия), возникают проблемы во взаимодействии в виде несвоевременного или неадекватного удовлетворения потребностей ребенка, может сформироваться другое значение или смысл мира представленный так: «собственная активность для удовлетворения потребностей бесполезна, мир непредсказуем и опасен, поэтому нужно затаиться и ждать, возможно, некоторые потребности будут удовлетворены».
Подобным образом могут быть выражены первые проблемные компоненты социальной адаптации детей.
Проблемы социальной адаптации детей рассматриваются как последствия воздействия социальных факторов, которые условно можно разделить на несколько видов.
Таким образом, с самого рождения ребёнок не только субъект действий но и элемент социальной ситуации, мать/значимый взрослый важнейший компонент мира, носитель социальных значений, играющий ведущую роль в организации совместных действий с ребенком, партнер общения, посредник в общении ребенка и окружающего мира в его адаптации.
Мать организует взаимодействие ребенка в соответствии с принятой системой социальных значений, употребляет слова, которые имеют знаковых характер, формирует смыслы для ребенка. Если в любой из вышеописанных функций происходит сбой, это может повлечь проблемы социальной адаптации.
Нарушения социальной адаптации могут иметь основу в в детском возрасте и часто связаны с отсутствием теплоты и привязанности на любом этапе формирования и реализации социальной адаптации.