Социальная адаптация рассматривается в тесной взаимосвязи с социализацией человека. Социализация и социальная адаптация личности рассматриваются либо как идентичные понятия, либо как реализующиеся в постоянной взаимосвязи. Так, в результате социализации человека, формируется относительно полноценный субъект, способный участвовать в жизни определённого социума в той или иной социально-культурной ситуации.
Нарушения социальной адаптации рассматриваются следствия неудачной социализации, которые условно можно разделить на несколько видов.
Итак, социальная дезадаптация является выражением неудачной/ нарушенной социализации в следствие действия негативных психологических механизмов, таких как стыд и вина.
Проявлениями нарушений социальной адаптации, возникающие как следствие нарушения коммуникации в окружающей ребенка среде, является:
Крайним случаем нарушение социальной адаптации является развитие детей в социальной изоляции или воспитания их животными в раннем детстве, здесь социальная дезадаптация будет выражаться в депривации и социальной изоляции.
Дети бояться людей, вступают с ними в контакт редко, отмечается дефицит проявлений чувств и эмоций.
Подобные личности склонны к аффектам, гневу и низкой фрустрационной толерантности, высокие чувства либо отсутствуют и морально человеческие качества сформированы слабо.
Хотя реальные случаи совершенной социальной изоляции редки, тем не менее они демонстрируют к чему могут привести подобные ситуации. В частности, воспитание в ситуации эмоциональной депривации.
Педагогическая запущенность, как крайний вариант социальной дезадаптации проявляется в задержке физического, эмоционального, интеллектуального развития, нарушении поведения.
Социальная запущенность проявляется в 4 измерениях это:
Дети которые воспитываются в закрытых институциональных учреждениях, с детства проявляют признаки отставания в психическом развитии, по сравнению с детьми, которые воспитываются в семьях.
Отмечается сниженная активность, ограниченность словарного запаса, в речи мало оценочных суждений, дети с трудом организовывать свою деятельность без участия взрослых.
Сюжетная игра не развита, без участия взрослых не реализуется, часто дети используют игры-манипуляции, характерные для 2-3 летнего возраста.
Мотивационная сфера в подростковом возрасте развита слабо, ограничено целеполагание как свойство сознания, подростки более инфантильны, самооценка зависит от окружения. В своих проявлениях реакция на фрустрацию – это агрессивная реакция в том или в формате (обвинение, угрозы, упреки и др.).
Семья оказывает значимое влияние на формирование акцентуаций и психопатий или аномалий характера.
Формирование аномалий характера (психопатий) происходит тремя путями (по О.В.Кербикову):
Итак, нарушение социализации и социальной адаптации, нарушения характера и формирование склонности к неврозу будет происходить в тех случаях, когда в семье: отсутствует теплота и привязанность, проявляются действия вызывающие враждебность (несправедливые упреки, невыполнение обещаний, ущемление желаний и др.) ревность к одному из родителей, вызывающая чувство вины перед родителями, которые культивируется в ребёнке.