Нарушение социальной адаптации


Нарушение социальной адаптации

Нарушения социальной адаптации как результат дисгармоничной социализации личности

Социальная адаптация рассматривается в тесной взаимосвязи с социализацией человека. Социализация и социальная адаптация личности рассматриваются либо как идентичные понятия, либо как реализующиеся в постоянной взаимосвязи. Так, в результате социализации человека, формируется относительно полноценный субъект, способный участвовать в жизни определённого социума в той или иной социально-культурной ситуации.

Нарушения социальной адаптации рассматриваются следствия неудачной социализации, которые условно можно разделить на несколько видов.

Нарушения социальной адаптации

  1. тяжелые варианты социальной дезадаптации, вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте;
  2. дисгармония личности у детей лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в институционализированных учреждениях (домах ребенка, интернатах и т.д.);
  3. нарушения социальной адаптации в результате последствий социальной и педагогической запущенности;
  4. нарушения социальной адаптации в результате формирования акцентуаций характера, как последствий неудачной социализации в семье;
  5. нарушения социальной адаптации в результате искаженных детско-родительских отношений;
  6. нарушения социальной адаптации в результате формирования личности в антисоциальной среде;
  7. нарушение социализации и социальной адаптации как результат формирования аддиктивных форм поведения;
  8. психические расстройства, в формировании которых в качестве важного фактора выступают детско-родительские отношения.

Итак, социальная дезадаптация является выражением неудачной/ нарушенной социализации в следствие действия негативных психологических механизмов, таких как стыд и вина.

Проявлениями нарушений социальной адаптации, возникающие как следствие нарушения коммуникации в окружающей ребенка среде, является:

  • неспособность продуктивно осуществлять ведущую деятельность (учеба, работа),
  • удовлетворять свои основные социогенные потребности,
  • вступать в продуктивное общение,
  • реализовывать ожидаемые ролевые конструкты в межличностных отношениях с другими субъектами,
  • переживать состояние относительно внутриличностного комфорта и благополучия без длительных внутренних и внешних конфликтов.

Крайним случаем нарушение социальной адаптации является развитие детей в социальной изоляции или воспитания их животными в раннем детстве, здесь социальная дезадаптация будет выражаться в депривации и социальной изоляции.

Дети бояться людей, вступают с ними в контакт редко, отмечается дефицит проявлений чувств и эмоций.

Подобные личности склонны к аффектам, гневу и низкой фрустрационной толерантности, высокие чувства либо отсутствуют и морально человеческие качества сформированы слабо.

Хотя реальные случаи совершенной социальной изоляции редки, тем не менее они демонстрируют к чему могут привести подобные ситуации. В частности, воспитание в ситуации эмоциональной депривации.

Педагогическая запущенность, как крайний вариант социальной дезадаптации проявляется в задержке физического, эмоционального, интеллектуального развития, нарушении поведения.

Проявления социальной запущенности

Социальная запущенность проявляется в 4 измерениях это:

  • несформированность социальных потребностей
  • нарушение развития социально-коммуникативных качеств
  • низкий уровень развития социальной рефлексии
  • трудности в овладении принятием социальных ролей

Дети которые воспитываются в закрытых институциональных учреждениях, с детства проявляют признаки отставания в психическом развитии, по сравнению с детьми, которые воспитываются в семьях.

Отмечается сниженная активность, ограниченность словарного запаса, в речи мало оценочных суждений, дети с трудом организовывать свою деятельность без участия взрослых.

Сюжетная игра не развита, без участия взрослых не реализуется, часто дети используют игры-манипуляции, характерные для 2-3 летнего возраста.

Мотивационная сфера в подростковом возрасте развита слабо, ограничено целеполагание как свойство сознания, подростки более инфантильны, самооценка зависит от окружения. В своих проявлениях реакция на фрустрацию – это агрессивная реакция в том или в формате (обвинение, угрозы, упреки и др.).

Семья оказывает значимое влияние на формирование акцентуаций и психопатий или аномалий характера.

Формирование аномалий характера (психопатий) происходит тремя путями (по О.В.Кербикову):

  • через усвоение ребенком форм поведения взрослых, посредством усвоения и подражания
  • через закрепление негативных реакций ребенка
  • посредством прямого культивирования у ребенка аномальных черт характера
Замечание 1

Итак, нарушение социализации и социальной адаптации, нарушения характера и формирование склонности к неврозу будет происходить в тех случаях, когда в семье: отсутствует теплота и привязанность, проявляются действия вызывающие враждебность (несправедливые упреки, невыполнение обещаний, ущемление желаний и др.) ревность к одному из родителей, вызывающая чувство вины перед родителями, которые культивируется в ребёнке.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :