Для повышения адаптированности используются различные методики и средства, основанные на определённых стратегиях социального воздействия.
Для социальной адаптации используются три блока ресурсов:
В использовании ресурсов индивидуального уровня выделяют способы регуляции психофизиологического тонуса, которые заключаются в оптимизации протекания функций организма (дыхания, сердечно-сосудистой системы, артериального давления), затем на основе системности осуществляется регуляция целостного состояния, что в целом приводит к уменьшению нервно-психического напряжения.
Используются для методы для борьбы с психологическим стрессом и, соответственно, повышают адаптированность личности.
Выделяют отдельные группы методов, которые направлены на развитие и стимулирование характерологических и мотивационных ресурсов (тренинги личностного роста, упражнения для повышению самооценки), формирование позитивных установок, развитие коммуникативной толерантности. Они относятся к личностно ориентированным средствам, которые увеличивают стрессоустойчивость индивида.
Третья группа включает разнообразные пути и способы повышения профессиональной компетентности (тренинги, семинары по развитию деловых навыков и креативности, деловые и имитационные организационные игры) а также осознанного структурирования индивидуального стиля деятельности, к которому относится который относится к технологиям повышение адаптивности через привлечение ресурсов личности как субъекта деятельности.
Рассмотрим наиболее продуктивные в рамках описанных концепций методики и средства развития социальной адаптации.
Аутогенная тренировка (АТ). АТ в своей основе имеет сознательное моделирование психики, которое вызывает, при определенных условиях, позитивные изменения в отдельных участках человеческого тела и отдельных органах (Г.Шульц).
Это система психологического воздействия индивида на самого себя. АТ своей целью имеет регулирование эмоционального состояния, купирование нежелательных переживаний и тревоги, эффективное и быстрое восстановление работоспособность при физическом и нервном утомлении, улучшение сна.
АТ помогает при неуверенности, застенчивости, рассогласованности действий, позволяет формировать сдержанность, стабильность поведения и эффективнее выстраивать процесс целеполагания.
Это сознательное стимулирование возбуждения или, в определенных случаях, торможение нервной системы для гармоничного, сдержанного восприятия окружающей среды.
АТ по своей структуре представляет собой самовнушение, главным инструментом которого является слово, обращенное к самому себе.
Учитывая, что около половины клеток головного мозга регулируют двигательный аппарат человека, самовнушение и расслабление мускулатуры посылает в нервную систему соответствующие импульсы от расслабленной мускулатуры.
В мозг поступают минимизированные сигналы, что действует на личность успокаивающе. Особенно эффективным здесь является расслабление мышц лица.
Дыхательные упражнения могут использоваться отдельно либо совместно с аутогенной тренировкой с дополнительным использованием слова.
Второй блок техник повышения социальной адаптации – это техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность.
Это психотехнические игры, которые разрабатываются с учетом специфики воздействия среды, в которой осуществляется адаптация и специфики запроса. Например, профессиональные или психотехнические игры в спорте, техники повышение креативности и др.
В зависимости от того, в рамках какой социальной среды осуществляется адаптация, как отдельную группу можно выделить тренинги и упражнения по развитию интеллектуального потенциала.
Отдельно рассматривается тренинг ролевого поведения руководителей. Подготовка здесь может быть организована на двух уровнях: для руководства и для коллектива.
В менеджменте весьма популярным является и пассивно-созерцательный вариант, когда обучающиеся прослушивают соответствующие темы для использования в дальнейшей профессиональной деятельности, возможно, применяют усвоенный схемы к типовым задачам и т.д.
Второй вариант – это активная деятельность для создания собственного управленческого опыта, выработки определенных навыков поведения и принятия решений в нестандартных слабоструктурированных ситуациях, когда достижению цели препятствуют объективные обстоятельства, цели и задачи других людей.
Подобные ситуации как раз и вызывает трудности в социальной адаптации (профессиональной адаптации).
Для повышения эффективности адаптации в таких случаях заранее применяются тренинги ролевого поведения – социально психологические тренинги, которые включают определенные ролевые упражнения и/или семинары, на которых отрабатываются действия в конкретных управленческих ситуациях.