Методы когнитивной психотерапии


Методы когнитивной психотерапии

Понятие когнитивной психотерапии

Определение 1

Когнитивная психотерапия – это один из разделов психотерапии, базирующийся на предположении, что причинами психологических проблем и нервно-психических расстройств человека являются ошибки в мышлении, имеющие своей целью исправление стереотипного мышления и восприятия человека. Основателем когнитивной психотерапии считается Аарон Бек, опубликовавший в 1960х годах свои труды.

В практическом применении, когнитивная психотерапия представляет собой некоторое выстроенное по определенным закономерностям обучение, эксперимент, мыслительные тренировки, которые должны способствовать овладению пациентом следующими операциями:

  • обнаружение собственных негативных автоматических мыслей;
  • нахождение связи между знанием, аффектом и поведением;
  • нахождение плюсов и минусов автоматических мыслей;
  • подбор более реалистичных интерпретаций для автоматических мыслей;
  • обучение выявлению и изменению дезорганизующих убеждений, искажающих навыки и опыт.

Для приобретения клиентом обозначенных выше операций, Аароном Беком был разработан ряд специальных психотерапевтических методик. Рассмотрим их особенности.

Записывание мыслей

Регулярные записи способны помочь пациенту структурировать собственные ощущения, выделяя в них первостепенные. Также систематические записи позволяют ретроспективно оценивать очередность мыслей, и поступки, которые следовали за ними.

Ведение дневника

Дневники позволяют выявлять события и ситуации, вызвавшие у человека наиболее острую реакцию. Также ведение дневника позволяет отследить наиболее частые мысли человека, сколько времени он на этой тратит, насколько сильные испытывает при этом эмоции. Обычно рекомендуется разделить страницу в дневнике на три части, указывая в первой колонке саму мысль или произошедшее событие, во второй – время, потраченное на это, и в третьей – по 100-балльной шкале степень испытываемых эмоций при переживании данной мысли или события. То есть мысли оцениваются в рамках диапазона «очень интересно/приятно» - «безразлично» - «угнетающе/очень неприятно».

Еще одна ценность дневника подобного рода заключается в том, что пациент иногда не может самостоятельно сформулировать точную причину собственных переживаний. В этом случае дневник может помочь и пациенту и психотерапевту понять те мысли, которые оказывают на него влияние в течение всего дня.

Отдаление

Данная методика может помочь пациенту взглянуть со стороны на собственные мысли и постараться их объективно оценить. Пациенту становится легче отделять продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть, вызывающих страх, тревогу и еще ряд отрицательных эмоций.

Сутью этого метода является принятие пациентом объективной позиции относительно собственных мыслей, то есть отдаление от них. Отстранение состоит из 3 компонентов:

  • осознание автоматичности отрицательной мысли и ее самопроизвольного появления, понимания того, что эта схема формируется при каких-то определенных обстоятельствах или навязана каким-то посторонним человеком;
  • осознание того, отрицательная мысль является неадаптивной, то есть вызывающей страдание, страхи или разочарования;
  • формирование сомнений в истинности возникшей неадаптивной мысли, понимание того, что такая схема не соответствует новым требованиям или новым обстоятельствам. Например, мысль, что быть счастливым – это быть первым во всем, которая была сформирована еще в школе у ребенка-отличника, может разочаровать этого ребенка, если он не сможет стать первым в университете.

Эксперимент

Эмпирическая проверка, или эксперимент, осуществляемый следующими способами:

  • поиск аргументов в поддержку и против автоматических мыслей. Желательно, чтобы эти аргументы сразу же были записаны в дневник, чтобы у пациента была возможность перечитывать их каждый раз, когда эти мысли вновь его посетят. Если человек будет делать это регулярно, то со временем мозгу удастся запомнить аргументы, и он «сотрет» из быстрой памяти мотивы и решения, являющиеся неправильными. При этом, крайне важно, чтобы пациент был по-настоящему готов принять предлагаемые аргументы, не испытывая при этом внутренних противоречий или расхождений со своим прошлым опытом. Для этого психотерапевту необходимо мотивировать пациента, сообщая ему все свои возражения и чувства, придавая им существенное значение, обсуждать и решать все проблемы совместно с пациентом.
  • оценивание каждого варианта – его достоинств и недостатков. При этом необходимо учитывать долговременную перспективу, а не только моментальный результат. Например, вселить человеку мысль, что проблемы от наркотиков в долговременной перспективе гораздо серьезнее, получаемого в настоящий момент удовольствия.
  • выстраивание плана эксперимента для проверки суждения.
  • разговор со свидетелями прошлых событий жизни. Это является наиболее актуальным при таких психических расстройствах, в которых память иногда искажается и подменяется фантазиями, например, при шизофрении. Либо если заблуждение вызывается неправильно интерпретированными мотивами другого человека.
  • обращение терапевта к собственному опыту, к художественной и академической литературе и статистике.
  • указание психотерапевтом на логические ошибки и противоречия суждений пациента.

Целенаправленное повторение

Пациент проигрывает определенную ситуацию несколько раз подряд, чтобы найти несколько вариантов ее развития. Это упражнение направлено на укрепление новых аффирмаций в сознании пациента. Проигрывание желаемого поведения и многократное апробирование разнообразных позитивных инструкций на практике, что усилит самоэффективность. Бывают ситуации, когда во время сеанса пациент соглашается с аргументами, а после сеанса забывает их и возвращается к своим «неправильным» доводам, так как они были многократно записаны в его памяти. В таком случае следует записать правильные аргументы в дневник и регулярно их перечитывать. При этом каждое повторение должно вызывать у пациента только положительные мысли и чувства, не вызывая никаких противоречий на сознательном или бессознательном уровне.

Замечание 1

Таким образом, в когнитивной психологии известно множество разнообразных методик. Каждая из них является эффективной в лечение какого-то конкретного расстройства психики. Обычно, психотерапевтами используется комплексный и индивидуальный подход к рассмотрению каждого отдельного случая.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :