Эмпатическое взаимодействие, правила и принципы


Эмпатическое взаимодействие, правила и принципы

Определение 1

Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик одной личности на переживания другой, что проявляется в выражении понимания, сочувствия и сопереживания.

Для того, чтобы взаимодействие было успешным, оно должно носить эмпатический характер. Умение наладить эмпатическое взаимодействие особенно важно в таких социальных профессиях, как психолог, педагог, социальный работник, врач и др.

Эмпатия как главное правило эмпатического взаимодействия

Определение 2

Под эмпатическим взаимодействием понимается контакт двух или более лиц с включением в процесс общения эмпатийной реакции, что влечет изменения в поведении, отношении или установок хотя бы одного из участников контакта.

Влияние на процесс взаимодействия оказывают внешние и внутренние факторы. Ко внешним факторам можно отнести ситуацию общения, обстановку общения, личность собеседника, социально-психологические особенности коллектива, наличие общей темы разговора у партнеров по общению. Ко внутренним факторам можно отнести умение слушать, что говорят другие, а также индивидуальные особенности личности.

Умение слушать сопряжено с произвольным сосредоточением внимания. Для развития данного навыка необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Физически и психологически готовиться к слушанию, что означает принять соответствующую позу, заблокировать посторонние мысли.
  2. Войти в роль слушающего. Не стоит заранее готовить свой монолог для ответа, так внимание на словах собеседника ослабевает.
  3. Необходимо выслушать, прежде чем говорить самому. Часто слушающий перестает слушать собеседника, т.к. у него складывается впечатление, что он знает, о чем говорит другой человек. Но если мы действительно хотим понять человека, необходимо развивать у себя терпение слушать его до конца.

Без эмпатии невозможно достижение взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия. Личность, вступающая в диалог, должна иметь такие потенциальные характеристики, как проявление терпимости к выражению эмоций со стороны другого человека, способность к глубокому проникновению в субъективный мир другого, готовность адаптировать свое восприятие социального окружения к восприятию другого человека.

Эмпатия предполагает развитие такие внутриличностных качеств, как доверчивость, милосердие, доброта, сочувствие, желание помочь другому.

Принципы эмпатического общения

К. Роджерс определял эмпатическое общение как умение входить в личностный мир другого и пребывать в нем «как дома». Однако это временное погружение во внутренний мир другого должно носить деликатный характер без оценивания и осуждения. Для проверки полученных путем эмпатии впечатлений Роджерс рекомендует частое обращение к самой личности и внимательное прислушивание к ее ответам. В определенной степени высокая способность к эмпатии означает умение оставлять свое «я» и полностью сливаться с мыслями и чувствами собеседника. В эмпатическом общении на первый план выходит открытость, а такие качества, как эгоцентризм или самолюбие, уходят на второй план.

В литературе можно выделить следующие принципы эмпатического общения:

  • в качестве основы общения – доверие к собеседнику;
  • быть готовым к оказанию посильной помощи в решении жизненных проблем;
  • стремление к понимаю чувств другого, его эмоционального настроя;
  • активное участие во взаимодействии с другой личностью;
  • открытое выражение собственных чувств;
  • стремление к пониманию другого через собственное самопознание.

В профессиональной работе психолога эмпатия является залогом установления доверительных отношений между психологом и клиентом, что способствует более быстрому и эффективному решению психологических проблем. К. Роджерс сформулировал пять реакций психолога в диалоге с клиентом:

  • реакция понимания: умение выслушать клиента до конца и не перебивать его, а свой комментарий начать со слов «я понимаю…»
  • реакция оценочная включает в себя анализ трудностей клиента и рекомендации психолога;
  • реакция информационная: психолог уточняет детали, получает дополнительную информацию;
  • реакция интерпретации: выяснение подлинных мотивов клиента, их анализ;
  • реакция поддержки: психолог находит аргументы для поддержки и успокоения клиента.
Замечание 1

Эмптическое взаимодействие является ключом к эффективному общению, однако большую роль в нем играют психологические установки и индивидуальные особенности самой личности, такие как возраст и пол, отношение к природе, культуре и другим людям, уровень интеллектуального развития, легкость в установлении социальных контактов и т.д.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :