Формы и процессы самосознания


Формы и процессы самосознания

Функции самопознания

К существенным функциям самопознания относятся следующие:

  1. отражающая;
  2. порождающая (креативная или творческая);
  3. регулятивно-оценочная;
  4. духовная;
  5. рефлексивная.

Основные характеристики самопознания - это:

  • отображение окружающего мира, используя познавательные процессы (восприятие, ощущение, мышление, память, воображение). Исправление каждого из познавательных процессов может привести к расстройству самопознания;
  • умение различать субъекты и объекты, которые происходят в процессе развития самосознания личности. Человек – это единственное живое существо, которое способно к самопознанию;
  • самооценка своих действий и себя в целом. По мнению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное;
  • умение обеспечить себя целеустремлённой деятельностью. Благодаря обгоняющему отображению личность раскрывает причинно-следственные связи, которые предусматривают будущее, ставят перед собой цель, учитывают мотивы и принимают волевые решения, вносят необходимые коррективы, преодолевают трудности. Собственной деятельностью человек активно воздействует на окружающий его мир; присутствие эмоционально-оценочных взаимоотношений ко всему, что случается вокруг личности: к другим людям и к самому себе. Данная характеристика самопознания выражается наиболее четко и явно в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизма, интернационализма и других. Волнения обостряют четкость понимания себя и окружающего мира.

Самосознание и его формы

Основной функцией самосознания является произвести для человека доступные мотивы и последствия его поступков и предоставить возможности понять, кто он есть на самом деле, произвести оценку себя. Если оценка будет неудовлетворительной, то у личности может быть два пути:

  1. Активно заниматься самоусовершенствованием, саморазвитием.
  2. Включив защитные механизмы, вытеснять данные неприятные сведения, пытаясь избегать травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Самосознание выражается в следующих формах:

  • познавательная (самокритика, самонаблюдение, самочувствие, самоанализ),
  • эмоциональная (самочувствие, скромность, самолюбие, гордость, чувство собственного достоинства)
  • волевая (самоконтроль, сдержанность, самообладание, дисциплина).

Самосознание – это динамическое исторически развивающееся образование, которое выступает на различных уровнях и в разнообразных формах. Первая его форма – это самочувствие, которое является элементарным осознанием своего тела и его вписанности в окружающий его мир. Обнаруживается, что элементарное восприятие предметов в качестве имеющихся вне данных личности и независимо от его разума уже рассчитывает на определенные формы самоотнесенности, то есть на некоторые виды самосознания.

Другой уровень самосознания личности соединён с осознанием себя в качестве относящегося к тому или иному человеческой группе, той или другой цивилизации и социальной общности. И самый высокий уровень воспитания данного процесса – это возникновение «сознания Я» как безупречно особого образования, которое похоже на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникально и неповторимо, умеющее совершать свободные действия и брать за них ответственность, все это предполагает потенциал контроля над собственными действиями и возможность их оценивать.

Замечание 1

Тем не менее, самосознание - это не только многообразные формы и величины самопознания. В него включается и самооценка, и самоконтроль. Самосознание - это сопоставление личности с назначенным, принятым идеалом человека, вывод своей самооценки и - как результат - возникновение чувств и эмоций удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание - до такой степени очевидное свойство любого человека, что мысли о его существовании не могут вызвать никаких сомнений. Более того, высокая и весьма важная ветвь философии идеализма считала, начиная с Декарта, что самосознание - это одно-единственное, в чем запрещено усомнятся. Ведь если личность видит какой-либо предмет, то она может оказаться ее иллюзией или галлюцинацией. Но человек никак не может сомневаться в том, что существует и имеется процесс его восприятия чего-либо (пусть даже это будет иллюзия).

И, вместе с тем, самое слабое размышление над реальностью самосознания обнаруживает его глубокую парадоксальность. Чтобы личности осознавать себя, ему нужно видеть себя со стороны. Но это может выполнить только другой человек, а не сама личность. Даже свое тело человек лишь отчасти может видеть так, как его видят другие. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы увидеть самого себя, осознать самого себя, личности необходимо обладать зеркалом. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, личность получает возможность уже без зеркал, в своем разуме видеть себя "со стороны", представляя, как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Понимание своего зеркального отражения как личного подобия кажется безусловно очевидным. Хотя в действительности это совершенно не так. Не случайно животные не узнают себя в зеркале.

Чтобы личность увидела себя в зеркале, она должна уже обладать установленными формами самосознания. Формы эти не заданы изначально. Личность их изучает и конструирует. Она усваивает эти формы с поддержкой другого зеркала, уже не настоящего, а метафорического.

Уровни самосознания

В философии существуют следующие уровни самопознания.

Природный - это выделение личности из окружающей среды, волнение субъектной отнесенности личных действий: то, что я переживаю – конкретно я. Познавательная часть включает когнитивное мнение о самом себе, схема тела, которая связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – двигательная, чувственная и сенсорная сторона. Эмоциональная и волевая составляющие - смутное или мышечное чувство – общественное переживание удобства либо дискомфорта.

Социальный - это сравнение себя с другими людьми. Критерием является появление речи, возникновение плодотворного диалога ребенка со взрослыми, у ребенка начинается возможность децентрации. Вероятность говорить не означает способность вести плодотворный разговор, препятствует эгоцентризм. Самопознание здесь отражено как Я-образ (восприятие себя), определяется при сравнении себя с другими людьми. Перцептивное мнение о самом себе, привыкание перцепции и поведения. Самоотношение - самоуважение (по Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть.

Личностный - это рефлексия личных переживаний; понимание своих мотивов. В самопознании на данном уровне выступает Я-концепция, осознание обстоятельств своего поведения, а в самоотношении - самооценка ( по Роджерсу) – понимание, волнение сза обственое настоящее Я; понимание ближайших возможностей собственного развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :