Одной из вопросов философии является – проблема определения критериев самосознания. Многие философы трактовали по-своему:
Бехтерев В.М. считал, что простейшее самосознание в формировании ребенка первоночально сознанию. Оно ясно и отчетливо имеет представления о предметах. Самосознание в его простой форме заключается в неясном чувствовании своего существования.
Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л. предпологали, что самосознание – это период развития сознания, который подготовлен развитием речи и произвольных движений, рост независимости, а также изменениями в отношениях с окружающей его действительностью.
Зигмут Фрейм в своем психоанализе писал: процесс возникновения самосознания – это процесс индивидуального отделения от матери; дискомфорт, который вызван теми или другими соматическими процессами, понижается у ребенка; в соответствии этому ребенок принимается выделять из прочего мира мать, а себя отгораживать от матери.
По мнению Кона И.С., Шпрангера Э.. период возникновения сознательного Я постепенно ни формируются его некоторые компоненты. Необыкновенные проявления самосознания – это возникновение рефлексии, осознание своих аргументов, моральных конфликтов, нравственной самооценки, оптимизация внутренней жизни.
Самосознание для различных философов выступает на различных уровнях. Различные системы отношений, которые включают человека как естественное существо, как объект и субъект социальных взаимоотношений и человеческой деятельности, пробуждает различные аспекты его самосознания, выражающиеся в многообразных и не объединяемых друг к другу феноменах. Строение самосознания является уровневым. На определенном уровне самосознание играет как устройство обратной связи, которое необходимо для интеграции активности субъекта и его занятий.
Различны и содержание и функции на данных уровнях:
При ведущей роли личностного уровня допустимы сложные отношения между процессами и их результатами, которые относятся к различным уровням.
Уровень естественного индивида. Считается, что я – это прежде всего природное тело. О самосознании говорят условно. Совершается упразднение схемы своего тела, выделение себя из окружающего общества. Это ведет к координации личных движений. Развивается сенсомоторный интеллект.
Самоотношение к себе приравнивается к самочувствию, переживанию комфорта, дискомфорта. Прирожденные переживания объединены с аффективными.
Социальный уровень. На данном этапе происходит построение образа собственного Я. Данное построение – результат самовосприятия. Восприятия личного внешнего облика, особенные психологические характеристики поведения, для того чтобы я образ был адекватным нужна децентрация. На данном уровне я образ стабильно меняется. Изменение не всегда сопоставляется с реальной картиной мира. Опыты Готтшильда и Вилле подтверждают это: каким человек знает себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, особыми ручками может менять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом разногласие увеличивается, так как у человека определяется внутренний образ я.
Уровень характеризуется двумя компонентами: эмоциональным компонентом – самоуважением, и волевым компонентом – саморегуляцией. Самоуважение – это потребность чтобы тебя приняли другие люди, быть замеченным. Формирование самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости и заканчивается ролевой идентификацией.
Уровень личностного развития мышления. От самовосприятия к самопознанию – человек сам узнает себя – формируется я-концепция. Происходит осмысленное постижение себя. Познавательная деятельность обращена вовнутрь.Человек понимает свои аргументы, доводы. Совершается второе рождение личности. Всегда имеется зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой является важным условием самоактуализации.Точкой личностного роста является момент противоречия я идельного и реального – некогруэнтность. Происходит адекватное осознание разногласия между я реальным и я идеальным – самооценкой..
С. Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» говорил, что ребёнок далеко не сразу понимает себя как Я; первые года своей жизни он сам непрерывно называет себя по имени — как зовут его окружающие люди; он сначала живет для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
В зависимости от возраста ребенка выделяют четыре стадии развития сомопознания детей:
Открытие «Я» совершается в возрасте 1 года.
К 2 — 3 годам ребенок начинает отделять результаты своих действий от действий остальных и происходит четкое осознание себя как деятеля.
К 7 годам определяется способность оценивать себя (самооценка).
В подростковом и юношеском возраст е происходит активное самопознание, поиск себя, своего стиля. Оканчивается период развития социально-нравственных оценок.
Центральное звено в структуре самосознания является Я как субъект, играющее роль под воздействием разнообразных причин (мотивов) энергичного деятельного начала. Данную функцию оно реализовывает, употребляя самопознание, тесно переплетающееся с эмоционально-ценностной связью. Результат самопознания - это прояснение образа Я, а иногда и создание нового образа Я, к которому стремится личность человека. Данный образ Я рождается не сразу, вначале проясняются некоторые аспекты Я, грани личности, особенности поведения. Все это формирует представления о себе. Только в ходе систематического самопознания эти некоторые представления формируются в целостный образ. Главной ролью при этом выступает деятельность самооценивания, которая сравнивает себя с другими людьми или отдельным идеальным образом. Исходя из выбранных шкал самооценка человека бывает высокой, средней, низкой и адекватной (отвечающая действительности), очень завышенной или очень заниженной.
Иногда образ Я приобретает разумное объяснение, обоснование, постоянство, он перерастает в психологическое основание, называемое Я-концепцией. Сложившаяся Я-концепция влияет на все сферы существования и деятельности человека, устанавливает его планы, намерения, притязания и включается в деятельность Я как субъекта, реализовывает саморегулирующую функцию. Соизмерение своей деятельности в ходе саморегулирования с некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль нужен и в самом процессе самопознания и основывается на данных самооценки, оценок нас остальными людьми.
Рисунок 1. Структура самосознания
Самосознание – это деятельность человека как субъекта чтобы познавать (или создавать) образа Я (Я-концепции). Образ Я, включается в структуру Я как субъекта и выполняет саморегулирующую функцию.