Теории сознания человека


Теории сознания человека

Психологические теории сознания

Замечание 1

Психологическая наука нового времени определяла себя как наука о сознании. Однако несмотря на это понимание собственно феномена сознания было в ней достаточно смутным. Большинство психологических теорий придерживалось той точки зрения, что сознание представляет собой некое поле или сцену, на которой разворачиваются психические процессы.

Сознание является качеством, характеризующим другие психические процессы, и в связи с этим само описано быть не может. Данный подход разделяли классические школы психологии: функционализм, структурализм, гештальт-теория.

Во французской психологической школе развивались представления о том, что сознание формируется в процессе воздействия общественного сознания на сознание человека. Внутренняя психическая жизнь человека социализируется и интеллектуализируется. Сознание, таким образом, выступает как проекция общественных норм и отношений.

Еще один подход к сознанию представлял его как условие объединения внутренней психической жизни. Данного подхода придерживались психоаналитическая, экзистенциальная и вюрцбургская школы психологии.

В отечественной психологической науке сознание трактуется как качественно новая форма психики, возникающая в процессе реализации общественных трудовых отношений. Сознание выступает как основа самоидентификации, самости человека, которая формируется в процессе трудовой деятельности, освоении индивидом в онтогенезе навыков предметного взаимодействия, которые, интериоризируясь, становятся структурой внутренних психических процессов.

Психофизиологические теории сознания

В рамках физиологии также происходили попытки объяснить феномен сознания с точки зрения протекающих процессов в нервной системе. Остановимся на нескольких из них:

  • Теория светового пятна Павлова. Представляет собой гипотезу о связи между сознанием и возбуждением определенного участка коры головного мозга. С точки зрения Павлова именно тот участок коры, в котором возбуждение было вызвано сильнее всего, и представляет собой физиологическую базу функционирования сознания.
  • Теория повторного входа в возбуждение Дж. Эделмена. Современная психофизиологическая теория, основанная на теории Павлова. С точки зрения Эделмена очаг возбуждения, блуждающий по коре, собирает информацию от разных корковых структур, а затем возвращается в исходную точку, где происходит сопоставление двух потоков возбуждения – актуального и исходного. С помощью этого сопоставления достигается самоидентификация личности, а один цикл сбора информации, длящийся 100-150 мс, является одним циклом сознания.
  • Теория информационного синтеза А.Н. Иваницкого. В ее рамках идеи Эделмена получили дальнейшее развитие. Иваницкий раскрывает физиологический механизм чувства, которое заключается в сопоставлении восходящей сенсорной информации от органов чувств и информации, содержащейся в памяти. Сопоставление этих двух видов информации о внешних характеристиках объекта и о его значении для индивида и приводит к возникновению чувства.
  • Голографическая теория К. Прибрама. Теория основывается на том, что входящая сенсорная информация об объектах окружающего мира активизирует разные зоны коры, создавая структуру визуальной голограммы воспринятой картины мира. При этом каждый участок возбуждения не только отвечает за воспроизведение отведенной ему части картины, но и содержит информацию о всей голограмме в целом. Таким образом, даже если часть нейронов, содержащих информацию, будет утеряна, то оставшиеся смогут восстановить целостную голограмму, однако уровень ее разрешения (т.е. подробность картины, ее информационность), будет ниже, чем у исходной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :