Структура сознания человека


Структура сознания человека

Компоненты структуры сознания

В психологии при изучении структуры сознания выделяются три его составляющих:

  1. чувственная ткань сознания
  2. значения
  3. личностный смысл сознания

Рассмотрим каждый компонент.

Чувственная ткань сознания это чувственный состав определенных образов реальности, которые воспринимаются реально или всплывают в памяти. Эти образы могут отличаться по своей чувственной наполненности, чёткости, устойчивости и др.

Конкретная функция чувственных образов сознания заключена в определении и наполнении реальности сознательной картины мира, которая открывается для каждого индивида. Так, благодаря существованию чувственного сознания мир выступает для индивида не как существующий в его сознании, а находящийся вне его.

Личность воспринимает окружающий мир объективным «полем» и объектом деятельности своего существования. Чувственная ткань сознания - это и есть переживание чувства реальности.

Следующая составляющая сознания - значения, включает в себя общий смысл слов, знаков, карт, чертежей и др. Данные символы общеприняты и понятны для индивидов, имеющих общий язык, принадлежащих к одной культуре или культурам, близким по своему содержанию, которые прошли сходный путь исторического становления. Именно в значениях происходит обобщение, фиксация и сохранение для последующих поколений опыта человечества. Постигая поле значений, личность впитывает в себя этот опыт, приобщается к нему и может внести в него свой вклад.

Универсальным языком значений является искусство: музыка, живопись, танец, искусство театра - всё то, что понятно в любой культуре и на любом языке.

В каждом индивидуальном сознании, значение приобретает присущий только ему смысл.

Пример 1

Деньги в окружающем мире имеют универсальное значение, закреплённое в обществе, но для каждого индивида, деньги имеют «свой» смысл. Для одного это возможность получения материальных благ, для другого – показатель статуса, для третьего – показатель его знаний умений и социальной ценности.

Итак, значения приобретают для каждого субъекта личностный смысл. Помимо описанного, в структуру сознания входит сфера эмоций человека. Здесь формируется рациональная оценка в отношениях между субъектами, самооценка, эмоциональные реакции на явления происходящие в окружающем мире и на внутренние проявления личности. Когда эмоциональные оценки и реакции адекватны, это помогает уравновешиванию психических процессов и поведения, а также адаптации во взаимоотношениях с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях, нарушения сознания представлены расстройствами именно чувств и отношений.

Уровни сознания

В рамках отечественной школы психологии, ряд авторов (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев и др.) выделяли в сознании два слоя – бытийный (сознание в рамках бытия) и рефлексивный (сознание в рамках сознания).

К бытийному слою сознания относятся:

  1. сенсорные образы
  2. биодинамические характеристики движений
  3. опыт действий и навыков

В рамках бытийного сознания решаются многополярные задачи поведения и деятельности человека для каждой конкретной ситуации поведения.

Пример 2

Переходя дорогу, человек видит поворачивающую машину. Машина воспринимается как образ, происходит его распознавание, оценка, включаются сопоставление его с имеющимися образами в сознании и с сенсорным опытом. Оценивается скорость, величина, расстояние от машины до субъекта. Затем, актуализируются в данный момент необходимые программы: бег, шаг остается спокойным, человек останавливается и пропускает машину и т.д. Рассмотрен пример элементарной, на житейском уровне задачи, но достаточно сложной и многоаспектной на уровне сознания.

На бытийном уровне сознания представлены все образы предметов производственной деятельности, представления, воображения, культурные символы, знаки и др. Тогда как мир идей и понятий житейских и научных знаний будет относиться к сознанию рефлексивному. Рефлексивное сознание содержит значения и смыслы.

Определение 1

Значение – это объективное отражение и наполнение общественного сознания, которое усваивается человеком.

Значения выражены в вербальных понятиях и могут содержать абстрактные образы (в то время как образы бытийного сознания – сенсорные), житейские и научные понятия, образы предметных действий и т.д. В языке заключена мощнейшая функция носителей знаков словесно логической формы мышления. Она отвечает за формирование значений и смыслов.

Определение 2

Смысл – это субъективная интерпретация объективных значений.

Смыслы индивидуальны для каждого человека и тесно связаны с процессом понимания людьми друг друга и усвоения новой информации. Именно в интерпретации значений, одно и тоже понятие может иметь разный смысл для разных индивидов (представителей разного уровня культуры, разных поколений и др.).

Наиболее наполнены идентичностью научные понятия, их смысл относительно универсален. С учётом того, что в различных областях научных знаний или представителями разных позиций в науке, одно и тоже понятие будет иметь разный смысл.

Таким образом, процесс взаимной трансформации значений и смыслов является средством повышения эффективности диалога и оптимизации понимания в социуме.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :