В психологии при изучении структуры сознания выделяются три его составляющих:
Рассмотрим каждый компонент.
Чувственная ткань сознания это чувственный состав определенных образов реальности, которые воспринимаются реально или всплывают в памяти. Эти образы могут отличаться по своей чувственной наполненности, чёткости, устойчивости и др.
Конкретная функция чувственных образов сознания заключена в определении и наполнении реальности сознательной картины мира, которая открывается для каждого индивида. Так, благодаря существованию чувственного сознания мир выступает для индивида не как существующий в его сознании, а находящийся вне его.
Личность воспринимает окружающий мир объективным «полем» и объектом деятельности своего существования. Чувственная ткань сознания - это и есть переживание чувства реальности.
Следующая составляющая сознания - значения, включает в себя общий смысл слов, знаков, карт, чертежей и др. Данные символы общеприняты и понятны для индивидов, имеющих общий язык, принадлежащих к одной культуре или культурам, близким по своему содержанию, которые прошли сходный путь исторического становления. Именно в значениях происходит обобщение, фиксация и сохранение для последующих поколений опыта человечества. Постигая поле значений, личность впитывает в себя этот опыт, приобщается к нему и может внести в него свой вклад.
Универсальным языком значений является искусство: музыка, живопись, танец, искусство театра - всё то, что понятно в любой культуре и на любом языке.
В каждом индивидуальном сознании, значение приобретает присущий только ему смысл.
Деньги в окружающем мире имеют универсальное значение, закреплённое в обществе, но для каждого индивида, деньги имеют «свой» смысл. Для одного это возможность получения материальных благ, для другого – показатель статуса, для третьего – показатель его знаний умений и социальной ценности.
Итак, значения приобретают для каждого субъекта личностный смысл. Помимо описанного, в структуру сознания входит сфера эмоций человека. Здесь формируется рациональная оценка в отношениях между субъектами, самооценка, эмоциональные реакции на явления происходящие в окружающем мире и на внутренние проявления личности. Когда эмоциональные оценки и реакции адекватны, это помогает уравновешиванию психических процессов и поведения, а также адаптации во взаимоотношениях с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях, нарушения сознания представлены расстройствами именно чувств и отношений.
В рамках отечественной школы психологии, ряд авторов (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев и др.) выделяли в сознании два слоя – бытийный (сознание в рамках бытия) и рефлексивный (сознание в рамках сознания).
К бытийному слою сознания относятся:
В рамках бытийного сознания решаются многополярные задачи поведения и деятельности человека для каждой конкретной ситуации поведения.
Переходя дорогу, человек видит поворачивающую машину. Машина воспринимается как образ, происходит его распознавание, оценка, включаются сопоставление его с имеющимися образами в сознании и с сенсорным опытом. Оценивается скорость, величина, расстояние от машины до субъекта. Затем, актуализируются в данный момент необходимые программы: бег, шаг остается спокойным, человек останавливается и пропускает машину и т.д. Рассмотрен пример элементарной, на житейском уровне задачи, но достаточно сложной и многоаспектной на уровне сознания.
На бытийном уровне сознания представлены все образы предметов производственной деятельности, представления, воображения, культурные символы, знаки и др. Тогда как мир идей и понятий житейских и научных знаний будет относиться к сознанию рефлексивному. Рефлексивное сознание содержит значения и смыслы.
Значение – это объективное отражение и наполнение общественного сознания, которое усваивается человеком.
Значения выражены в вербальных понятиях и могут содержать абстрактные образы (в то время как образы бытийного сознания – сенсорные), житейские и научные понятия, образы предметных действий и т.д. В языке заключена мощнейшая функция носителей знаков словесно логической формы мышления. Она отвечает за формирование значений и смыслов.
Смысл – это субъективная интерпретация объективных значений.
Смыслы индивидуальны для каждого человека и тесно связаны с процессом понимания людьми друг друга и усвоения новой информации. Именно в интерпретации значений, одно и тоже понятие может иметь разный смысл для разных индивидов (представителей разного уровня культуры, разных поколений и др.).
Наиболее наполнены идентичностью научные понятия, их смысл относительно универсален. С учётом того, что в различных областях научных знаний или представителями разных позиций в науке, одно и тоже понятие будет иметь разный смысл.
Таким образом, процесс взаимной трансформации значений и смыслов является средством повышения эффективности диалога и оптимизации понимания в социуме.