Многие научные данные указывают на то, что развитие направленности личности совершается собственно в подростковом возрасте. Исследование данного процесса проводилось многими научными и исследовательскими коллективами в мире.
Подростковый возраст – это более высокий уровень развития самосознания в сравнении с другими этапами детства.
В сущности, самосознание есть познание самого себя. Заинтересованность к своему духовному миру начинается у человека как правило в подростковом возрасте. Появляется новая потребность – понимать, осмысливать черты своего характера, собственные возможности, находить в себе различие от других людей, попытаться анализировать свои волнения, чувства. У подростка пробуждается заинтересованность к самооценке.
Как представляют многочисленные исследования, развитие самосознания подростка возникает с того, что он отделяет те или другие качества из некоторых видов своей деятельности и поступков («Я хорошо отношусь к младшим», «Я всегда помогаю», «Я хорошо учусь»), объединяет, понимает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.
Развитие самосознания у подростков выражает высокое влияние на весь их ход психического воспитания.
Данный процесс этот не лишен драматичности, объяснённой тем, что надобность в анализе и оценке самого себя очень остра, а возможность подростка в данном плане ещё ограничена. Нет умения по-настоящему понять себя, ребенок в подростковом возрасте делается излишне впечатлительным к мнению о нем окружающего мира. Отсюда ранимость личности, вспыльчивость, часто бурные, беспричинные реакции на самые незначительные, с точки зрения взрослого, ситуации.
В особенности напряженно развитие самооценки протекает подростков, так как они стремятся разобраться в себе, усложняют свои взаимоотношения с другими людьми, возникновением идеалов.
Самооценка – это отметка личностью самой себя, собственных возможностей, способностей, качеств и мест среди прочих людей. Самооценка является фундаментальным образованием личности. Она в высокой степени устанавливает ее активность, связь к себе и другим людям.
Самооценка владеет принципиальным значением для воспитания личности в целом и таких её характеристик, как уверенность в себе, упорство в достижении желанных результатов, самокритичность или, наоборот, неуверенность, некритический взгляд к себе. Собственно, самооценка делаться важным условием эмоционального благополучия.
Функциональная нагрузка самооценки очень огромна. Развитие её тянет за собой возникновение новой надобности – соответствовать уровню тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он рвется.
Философы различают следующие виды самооценки.
по уровню:
по адекватности
по уровню притязания личности
К основным функциям, выполняющиеся самооценкой, можно причислить регуляторную и защитную:
Самооценка реализовывает регуляторную и защитную функции, которые влияют на поведение, занятие и развитие личности, ее отношения с прочими людьми. Отображая уровень удовлетворенности или неудовлетворенности самим собой, степень самоуважения, самооценка организовывает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей установленного уровня - уровня притязаний человека. Защитная функция самооценки, которая обеспечивает относительную стабильность и несамостоятельность (независимость) человека, может вести к искривлению данных опыта и тем самым обнаруживать отрицательное влияние на формирование.
А.В Захарова выделяет в структуре самооценки следующие компоненты:
Отдельные исследователи указывают еще на третий компонент - поведенческий, но его разумнее сравнивать с регулятивными функциями самооценки и полагать, что он производный от первых двух.
В процессе самооценивания данные компоненты работают в неразрывном неделимости. В соответствии с мнением Н.И. Сарджвеладзе психический акт оценки тех или других предметов или событий не выражается ни чисто рациональным процессом беспристрастного взвешивания их «хороших» и «плохих» сторон, ни приобретенным от интеллектуальной активности эмоциональным состоянием. Следовательно, когитивно-аффективный блок организует оценочную связь. Познания о себе личность приобретает в социальном контексте, и они неминуемо обрастают чувствами, силой и напряженностью которые зависят от важности для него оцениваемого содержания. Каждая самохарактеристика заключает оценку, которая функционирует в той или иной степени проявленности.
О взаимоотношении этих компонентов отмечел также Р.Бернс. Слободчиков В.И, Исаев И.Е. указывают эту точку зрения, с помощью которой сопоставляют самопознание и самооценку: «Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о себе, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка».
Таким образом, правомерно говорить о двух компонентах самооценки. У А.В. Захаровой самооценка проявляется как условие и средство развития таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция».