Самосознание – это процесс осознания индивидом собственного места и роли в реальной жизни, с учетом ее сторон и моментов пространственно-временного развития.
Самосознание может обнаружить себя в стремлении осмысливать мир в максимальной мере, так как мир как таковой существует между самосознанием и реальностью, поэтому между ними постоянно создаются отношения тождества-различия. Только после отождествления с миром «Я», личность становится равна самой себе, что и характеризует возникновение ситуации самосознания. Вместе с этим достижение тождества – это момент полагания истинного различия, то есть несводимость «Я» к миру и присутствие в нем собственного содержания.
Религиозное самосознание нетрадиционных сообществ отличается от самосознания людей, которые придерживаются традиционных вероисповеданий.
Традиционное религиозное самосознание является отражением взаимоотношений в системе «Бог - Я – Мир». Самосознание же нетрадиционных религиозных сообществ является отражением взаимоотношений в системе «Бог – Я+Мы – Мир».
Такое самосознание сформировано на основании тех же принципов, что и традиционное религиозное самосознание:
Но отличие заключается в том, какой именно принцип является доминирующим, а это – характерологическая особенность самосознания нетрадиционных религиозных сообществ.
Исследование проблематики религиозной толерантности способно раскрыть перспективы урегулирования не только религиозных, но и этнических и политических конфликтов, так как чаще всего конфликты такого рода прикрыты религиозными лозунгами. Религиозная толерантность должна демонстрироваться в межконфессиональном диалоге, в процессе которого противоборствующие стороны перестанут видеть врага друг в друге, а увидят равноправных партнеров, которые могут честно договориться и уважительно относиться к чужим интересам.
Религиозное сознание является одной из форм общественного сознания, в которой отражена религиозная жизнь данного общества.
Иными словами, под религиозным сознание можно понимать всю сумму теоретических и обыденных взглядов, касающихся природы всего религиозного, а также предполагающих осмысление специфики религиозного процесса.
Религиозное самосознание – это некоторое духовное образование, которое представляет собой сумму идей, интересов и ценностей, а также чувств и настроение. То есть, самосознание является отражением системы взаимоотношений мира и человека.
Формирование религиозного самосознания базируется на трех основных принципах:
Исследование особенностей самосознания нетрадиционных религиозных сообществ демонстрирует отсутствие процессуальности практически у всех таких сообществ.
В отдельных религиозных сообществах, например, в неохристианстве, антропоцентризм подменен теоцентризмом. В отдельных сообществах, например, ваххабизм, можно отметить переплетение антропоцентризма с теоцентризмом.
Разность понимания Бога и способов его общения с человеком вызывает функционирование разнообразных религиозных систем, которые характеризуются специфической религиозной практикой и наличием самостоятельных религиозных объединений.
Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ, в отличие от традиционного религиозного самосознания, имеет компонент «Я + Мы», который базируется на чувственно эмоциональной сфере, приобщая адептов к некой сакральной тайне, которая дает ощущение уникальности и избранности.
С одной стороны, возникновение и становление нетрадиционных религиозных сообществ является абсолютно нормальные, естественным явлением, так как человек, который становится приверженцем такого сообщества, способен самостоятельно выбрать собственное мировоззрение. С другой стороны, отдельные такие сообщества используют особые техники вовлечения, которые предполагают отсутствие свободного выбора у человека. Из этого вытекает проблема определения границы свободы и вседозволенности, между общественным порядком и автономией личности, плюрализмом и анархией, где заканчивается духовное насилие и начинается право на выражение собственного «Я».
Знание особенностей религиозного самосознания способно помочь урегулировать такого рода конфликты, а также найти наиболее конструктивные пути в формировании государственной политики, а также во взаимоотношениях со всеми этими сообществами. Помимо этого, необходимо проведение систематических целенаправленных исследований, способных подсказать меры и регламентации, включая юридические, имеющие возможность предотвращения социально-деструктивных последствий деятельности отдельных религиозных сообществ. Следует постараться не использовать религию в корпоративно-корыстных политических целях. Другими словами, деидеологизация и деполитизация отношения к религиям поможет восстановить принцип истинной свободы совести. То есть, апелляции к личности, признать внутреннюю свободу и нравственную вменяемость каждого человека.
Теоретические обобщения и практические выводы, которые могут быть получены при изучении религиозного самосознания, можно применить: