Профессиональное самопознание отличается от самопознания в целом. Оно более специфичнее по своему содержанию. Человек в самопознании осмысливает себя как личность, которая играет разнообразные роли и участвует в многообразных ситуациях. В профессиональном самопознании человек осмысливает себя как профессионала в каком-либо деле.
В анализе психолого-педагогических литературных источников, существует множество разных подходов к установлению структуры, понятия и содержания профессионального самосознания.
Мнения психологов, ученых, педагогов расходятся в определении профессионального самопознания:
Профессиональное самосознание используя мотивы личности профессионала соединено с реальной профессиональной деятельностью и подает сигнал о смысле «Я» профессионала.
Профессиональное самосознание - это комплекс мнений индивида о себе как профессионале, это единый образ, который включает в себя систему взаимоотношений и указаний к себе как профессионалу.
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о структуре профессионального самопознания.
Так, А. К. Маркова, изображая структуру профессионального самосознания, выделяет следующие компоненты:
Профессиональное самосознание, по мнению А.К. Маркова, основывается на профессиональной самооценке; положительном оценивании себя в целом, установление своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».
Е. А. Климов в своей работе «Психология профессионала» описывает другие элементы, входящие в структуру профессионального самосознания:
Л. М. Митина предложила разбирать следующую структуру профессионального самосознания: любой компонент нужно анализировать двояко - с точки зрения динамической (протекания и развертывания процесса) и с точки зрения результативной (появления и наличия назначенного продукта деятельности). Когнитивный компонент предлагает различие процесса самопознания и результата - систему знаний о себе, которая образуется я в итоге процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающихся системах: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе личностного развития.
По мнению Л. М. Митиной, «образ Я» обладает преимущественным когнитивным характером и является в строении профессионального самосознания главным. Искусственный компонент профессионального самосознания можно охарактеризовать совокупностью трех видов отношений:
отношение к системе личных профессиональных действий, к цели и задачам, которые личность ставит перед собой в личной деятельности, к орудиям и способам достижения данных целей, оценка результатов собственной работы; отношение к системе межличностных взаимоотношений; отношение к своему профессионально-значимым качествам и, в единственном, к своей личности специалиста, оценкой степени своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала.
Два предшествующих компонента детерминируют поведенческий элемент профессионального самосознания, существенным механизмом которого является чувство удовлетворение собой и своими профессиональными достижениями в работе.
Профессиональное самосознание выражается сложным личностным образованием, которое формируется под влиянием профессиональной среды